Напишите письмо Деду Морозу
16.12.2011
Перед новогодними праздниками не только детям, но и многим взрослым хочется помечтать и написать письмо Деду Морозу, или Санта-Клаусу, или святому Николаю. И попросить подарков и осуществления желаний. Трудно перечесть, сколько желаний и пожеланий накопилось в этом году в сфере экономики и хозяйственной деятельности.
Часть из них, видимо, учтена постановлением Совета Министров от 7 декабря 2011 г. № 1655. В перечень социально значимых товаров, цены на которые регулирует Минэкономики, вошло 27 товарных позиций (ранее было 14), в том числе вареные колбасы, сосиски, пельмени, субпродукты, фарши, сыры, рыба, соль, овсяные хлопья, кофе, чай, также некоторые виды детского питания.
На эти социально значимые товары Минэкономики уже установило торговые надбавки своим постановлением № 200 от 14 декабря 2011 г. Как отметили в министерстве, комментируя документ, вновь определен механизм регулирования цен на социально значимые товары. Это позволит пресечь их необоснованный рост. Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, также дополнен. Сюда вошли чулочно-носочные изделия, мыло, добавлен ряд детских товаров — кровати, коляски, одеяла детские. Будут регулироваться тарифы на услуги по ремонту обуви.
Сохраняется регулирование государством цен на такие товары, как хлеб, мясо (говядина, свинина), молоко, сухие молочные смеси и мясные консервы для детского питания, сахар-песок, мука пшеничная, крупы, макаронные изделия, мясо птицы, яйцо куриное, коровье сливочное масло, подсолнечное и рапсовое масло, консервы и соки для детского питания. Теперь будут регулироваться и цены на услуги по ремонту обуви.
Между тем розничный товарооборот в Беларуси через все каналы реализации в январе—ноябре 2011 года возрос по сравнению с аналогичным периодом 2010-го на 7,5 %, до 98,6 трлн. рублей. Как сообщил Национальный статистический комитет, за 11 месяцев розничный товарооборот торговли в стоимостном выражении составил 94,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010-го на 7,9 %. Остальные 4,5 трлн. рублей дал оборот предприятий общепита, который уменьшился и составил 98,6 % к аналогичному уровню прошлого года. В общем, с поправкой на инфляцию эти цифры свидетельствуют о сжатии внутреннего спроса. Статистические данные и анализ специалистов также дали следующие данные: рентабельность торговых предприятий не превысила 1,1 %, а уровень валового дохода торговли в отношении к розничному товарообороту, как и год назад, колебался около 21 %. То есть проблемы потребительского рынка порождены не сферой торговли, торговля надбавки не завышала, брала то, что ей доставалось и ранее. Основную лепту в рост цен внесли все-таки товаропроизводители и импортеры (по данным Национального статкомитета, индекс роста потребительских цен составил 204 % к декабрю 2010 года, то есть налицо рост в 3 раза). Производители ориентировались на рост издержек производства, на увеличение прежде всего стоимости энергоносителей и электрической и тепловой энергии для юридических лиц, а импортеры — на динамику валютного курса.
Регулирование цен, безусловно, смягчает положение. Но если цена поддерживается низкой, производитель рискует не возместить свои издержки, а дешевый товар достается всем, и прежде всего его покупают более состоятельные покупатели. Чисто арифметически получается, что большая часть дотаций достается именно им, обладающим большей покупательной способностью. Видимо, это как раз и есть несправедливость. Значит, нужна прежде всего адресная система помощи и социальной поддержки. Ее построение началось за счет создания специальных секций и выделения реально нуждающимся людям и семьям дисконтных социальных карт. До промышленных предприятий доводятся жесткие графики обязательных поставок недорогой, социально значимой продукции в магазины. Дешевые хлеб, молоко, крупы и колбасу должны иметь возможность купить в первую очередь люди с низкими доходами, получатели пенсий и пособий. Такой опыт эффективно зарекомендовал себя во многих странах, прежде всего в весьма развитых и богатых.
И все же, наверное, многие письма, которые сегодняшние дети и их родители могли бы написать Деду Морозу, содержали бы просьбу сделать так, чтобы в новом году цены не росли. И лучше, если бы это происходило по объективным причинам, в силу сложившейся экономической ситуации, а не оттого, что государству приходится вводить регулирование и ограничивать ценовую гонку.