Напишите письмо Деду Морозу

Перечень социальных товаров расширился с 14 позиций до 27-ми

Перед новогодними праздниками не только детям, но и многим взрослым хочется помечтать и написать письмо Деду Морозу, или Санта-Клаусу, или святому Николаю. И попросить подарков и осуществления желаний. Трудно перечесть, сколько желаний и пожеланий накопилось в этом году в сфере экономики и хозяйственной деятельности.

Часть из них, видимо, учтена постановлением Совета Министров от 7 декабря 2011 г. № 1655. В перечень социально значимых товаров, цены на которые регулирует Мин­экономики, вошло 27 товарных позиций (ранее было 14), в том числе вареные колбасы, сосиски, пельмени, субпродукты, фарши, сыры, рыба, соль, овсяные хлопья, кофе, чай, также некоторые виды детского питания.

На эти социально значимые товары Мин­экономики уже установило торговые надбавки своим постановлением № 200 от 14 декабря 2011 г. Как отметили в министерстве, комментируя документ, вновь определен механизм регулирования цен на социально значимые товары. Это позволит пресечь их необоснованный рост. Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, также дополнен. Сюда вошли чулочно-носочные изделия, мыло, добавлен ряд детских товаров — кровати, коляски, одеяла детские. Будут регулироваться тарифы на услуги по ремонту обуви.

Сохраняется регулирование государством цен на такие товары, как хлеб, мясо (говядина, свинина), молоко, сухие молочные смеси и мясные консервы для детского питания, сахар-песок, мука пшеничная, крупы, макаронные изделия, мясо птицы, яйцо куриное, коровье сливочное масло, подсолнечное и рапсовое масло, консервы и соки для детского питания. Теперь будут регулироваться и цены на услуги по ремонту обуви.

Между тем розничный товарооборот в Беларуси через все каналы реализации в январе—ноябре 2011 года возрос по сравнению с аналогичным периодом 2010-го на 7,5 %, до 98,6 трлн. рублей. Как сообщил Национальный статистический комитет, за 11 месяцев розничный товарооборот торговли в стоимостном выражении составил 94,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010-го на 7,9 %. Остальные 4,5 трлн. рублей дал оборот предприятий общепита, который уменьшился и составил 98,6 % к аналогичному уровню прошлого года. В общем, с поправкой на инфляцию эти цифры свидетельствуют о сжатии внутреннего спроса. Статистические данные и анализ специалистов также дали следующие данные: рентабельность торговых предприятий не превысила 1,1 %, а уровень валового дохода торговли в отношении к розничному товарообороту, как и год назад, колебался около 21 %. То есть проблемы потребительского рынка порождены не сферой торговли, торговля надбавки не завышала, брала то, что ей доставалось и ранее. Основную лепту в рост цен внесли все-таки товаропроизводители и импортеры (по данным Национального статкомитета, индекс роста потребительских цен составил 204 % к декабрю 2010 года, то есть налицо рост в 3 раза). Производители ориентировались на рост издержек производства, на увеличение прежде всего стоимости энергоносителей и электрической и тепловой энергии для юридических лиц, а импортеры — на динамику валютного курса.

Регулирование цен, безусловно, смягчает положение. Но если цена поддерживается низкой, производитель рискует не возместить свои издержки, а дешевый товар достается всем, и прежде всего его покупают более состоятельные покупатели. Чисто арифметически получается, что большая часть дотаций достается именно им, обладающим большей покупательной способностью. Видимо, это как раз и есть несправедливость. Значит, нужна прежде всего адресная система помощи и социальной поддержки. Ее построение началось за счет создания специальных секций и выделения реально нуждающимся людям и семьям дисконтных социальных карт. До промышленных предприятий доводятся жесткие графики обязательных поставок недорогой, социально значимой продукции в магазины. Дешевые хлеб, молоко, крупы и колбасу должны иметь возможность купить в первую очередь люди с низкими доходами, получатели пенсий и пособий. Такой опыт эффективно зарекомендовал себя во многих странах, прежде всего в весьма развитых и богатых.

И все же, наверное, многие письма, которые сегодняшние дети и их родители могли бы написать Деду Морозу, содержали бы просьбу сделать так, чтобы в новом году цены не росли. И лучше, если бы это происходило по объективным причинам, в силу сложившейся экономической ситуации, а не оттого, что государству приходится вводить регулирование и ограничивать ценовую гонку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter