Написано пером, но не сделано топором

К теме запустелого стадиона по улице Бурдейного в Минске «СБ» уже обращалась 5 лет назад...


К теме запустелого стадиона по улице Бурдейного в Минске «СБ» уже обращалась в статье «Быльем поросло», вышедшей в номере за 15 июля 2008 года. Кому лень шелестеть подшивкой, напомню: в материале говорилось, что совсем скоро это совершенно неказистое место изменится до неузнаваемости. Прошло пять лет. А никакой крытый каток, который обещали там построить, даже носу из земли не показал. Футбольное поле по–прежнему используется в основном для выгула собак, а вокруг него, как и раньше, собираются любители хлопнуть стаканчик–другой перед, после, а то и вместо работы. Почему все течет, а на улице Бурдейного ничего не меняется? Задавшись этим вопросом, корреспонденты «СБ» отправились на окраину города.

«Эй, гражданина! Ты туда не ходи — ты сюда ходи»

Если бы все было, как планировалось изначально, то на месте заросшего бурьяном футбольного поля уже более четырех лет функционировал бы ледовый дворец — настоящий дом и для профессиональных хоккеистов, и для любителей, и просто для приверженцев здорового образа жизни, с удовольствием посещающих сеансы массовых катаний. Но красивый и перспективный проект, несмотря на многочисленные порывы, так и не начал реализовываться. Директор ГУ «Фрунзенский физкультурно–оздоровительный центр» Игорь Сапега подчеркивает: он, как и его коллеги в районной администрации, двумя руками за то, чтобы воз наконец сдвинулся с мертвой точки, но желания в данном случае, увы, не совпадают с возможностями. Реализация проекта «под ключ» в ценах 2006 года стоила около восьми с половиной миллиардов рублей (сейчас, понятное дело, значительно больше). А найти деньги — задача непростая:

— Проект строительства на месте стадиона крытого всесезонного катка давно подготовлен, прошел все экспертизы, утвержден. Но из–за отсутствия бюджетных средств стройка так до сих пор и не началась. Привлечь инвесторов тоже пока не удалось. Хотя и наш физкультурно–оздоровительный центр, и администрация района работают в этом направлении. Некоторые инвесторы обозначали интерес, однако от слов к делу так и не перешли. Честно говоря, меня это очень удивляет. Ведь здесь у нас заведомо окупаемая площадь. Станция метро рядом, густонаселенный район, где очень много молодых семей. Построй тут каток, оборудуй в здании тренажерные залы, помещения для занятия фитнесом, аэробикой, бильярдную. И я уверен, что все это однозначно было бы востребовано.

— Кому сейчас принадлежит стадион?

— Он находится на балансе управления образования, спорта и туризма администрации Фрунзенского района. Сейчас этот участок земли выставлен на аукцион Мингорисполкома, что дает налоговые льготы. Сумма эта немаленькая, если учитывать, что стадион занимает 2,7 гектара.

— Правда, что возле поля постоянно собираются любители покутить?

— Мне как бывшему спортсмену, конечно, обидно, что так происходит, но из песни слов не выкинешь... Стадион — наша проблемная точка. Милиция проводит рейды. Однако хотелось бы, чтобы и люди были более ответственными. Здесь дети ходят, мамы с колясками — неправильно, чтобы они видели гулянки. Еще одна проблема — собаки. С утра и вечером стадион превращается в настоящий собачий городок.



Конфликт интересов

Завсегдатаям винно–водочных отделов оправдываться особо нечем, да и не привыкли они это делать. А вот у собаководов, как водится, своя правда. Следовать совету героини Нонны Мордюковой из фильма «Бриллиантовая рука», наставлявшей: «Вам выделена отдельная квартира — вот там и гуляйте!» они, конечно, не собираются. И единым фронтом не поддерживают идею того, чтобы на месте стадиона появился ледовый дворец. Собаковод со стажем Галина Дмитриевна, прожившая тут 29 лет, против категорически. «Года два тому назад жильцы окрестных домов, и я в том числе, обратились в администрацию Фрунзенского района с коллективным письмом, в котором слезно попросили, чтобы эти площади не застраивали. Повсюду — дома, дома, дома... Здесь единственное место, где можно побегать, на велосипеде покататься, с собакой погулять. Если его не станет, даже не знаю, как здесь вообще можно будет жить!»

Идею огородить для выгула собак отдельную зону их хозяева тоже встречают в штыки. Несколько лет назад такое специальное место появилось в стороне от футбольного поля, но собаководы очень быстро совершили революцию — и снова заняли весь стадион. Их логика такова: чего добру пропадать, если никто не пользуется?

А кто знает, может, и пользовались бы (все–таки не настолько детвора и молодежь увязли в компьютерах), да только где начинается свобода одних, заканчивается свобода других. Из–за постоянных кутежей и выгула собак использовать стадион по целевому назначению практически невозможно. «Траву тут очень редко стригут. К тому же кочки, камни, стекло битое, собачьи дела... В общем, особо не побегаешь. По небольшому участку рядом с одними из ворот ребята мяч иногда гоняют, но на всем остальном поле хозяйничают псы. У породистых, участвующих в разных конкурсах, здесь и тренировки проходят часто». Студент Владислав Дашкевич, как и многие другие молодые люди, таким положением дел недоволен. В оппозиции к собаководам и мамы, часто гуляющие со своими детьми по дорожке вокруг футбольного поля. Одна из них — Инна Елецких: «Мы два года живем в доме неподалеку от стадиона. И, конечно, весь тот ужас, который на нем творится, мне не нравится. Как объяснить ребенку, когда он начнет все понимать, что здесь делают разные опухшие товарищи? Как я смогу отпустить его сюда одного вечером, когда тут фонари не горят и собаки бегают, лают?»

Недоумевает по поводу всего этого и мать двоих детей Екатерина Милай:

— По названию здесь стадион. Но по сути — обычный пустырь. Когда дождь, тут такая слякоть, что ни пройти ни проехать. Без присмотра детей однозначно не оставишь. Особенно вечером.

— Как вы смотрите на идею построить здесь крытый каток?

— Что–то определенно было бы неплохо тут сделать: каток или бассейн. Но не думаю, что в ближайшее время на это стоит сильно надеяться. Хотя бы как–то минимально обустроили. Все только спасибо скажут, если какие–нибудь турники появятся, брусья, качели, детская площадка. Глядишь, детям уже было бы чем себя занять.



Пока даже самого элементарного для досуга на стадионе нет (ну не назовешь же условиями вкопанные в землю колеса, на которых, по рассказам местных жителей, частенько заседают любители напитков покрепче). А потому детям приходится сильно поломать голову, чтобы найти, чем себя занять. На наших глазах, например, они прыгали по крышам находящихся под боком у стадиона гаражей и лазали по поваленному неподалеку дереву. Вопрос же, почему не гоняют мяч, один из них отфутболил без обиняков: «Плохая идея! Поле неровное — нос можно разбить. К тому же в позапрошлом году у меня собака мяч прокусила».

Вместо послесловия

На этом, собственно, я мог бы поставить грустную точку. Однако это было бы неправильно — ведь не все так печально в масштабах города. Простое доказательство. В упомянутой в самом начале материала статье «Быльем поросло» речь шла не только о стадионе по улице Бурдейного, но и о еще двух других, пребывавших в таком же запущенном состоянии: «Орбите» и «Камвольщике». Так вот, они в отличие от своего собрата по несчастью сейчас одеты в строительные леса и на глазах обретают вторую жизнь. По прогнозам начальника управления спорта и туризма Мингорисполкома Алексея Прокоповича, уже в следующем году оба объекта будут сданы, что называется, «под ключ»: «Работы идут быстро и должны быть закончены в планирующиеся сроки. На «Камвольщике» после окончания реконструкции свои домашние матчи сможет проводить ФК «Минск», плюс там разместится городская футбольная академия. А «Орбита», где появится легкоатлетический центр с манежем и открытым стадионом, станет домом для легкоатлетов. Там будут тренироваться воспитанники детско–юношеской спортивной школы. Еще отмечу: мы, конечно, хотим, чтобы этот объект зарабатывал. Для этого в первоначальный проект уже по ходу строительства внесли изменения. Решили отказаться от возведения трибун и отдать освободившееся место под теннисные корты».

Можно привести и много других подтверждений того, что спортивный Минск с каждым годом становится краше. И тем обиднее за неприглядный стадион по улице Бурдейного, словно застрявший в глубоком прошлом.

Советская Белоруссия №146 (24283). Четверг, 8 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter