Но все‑таки, как резюмировали присутствующие, не безнадежно. Председатель Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев, например, сразу огорчил аудиторию тем, что, по его мнению, прогосударственные медиа с опозданием отреагировали на рост цифровизации на рынке. Он констатировал «хроническое отставание законодательной базы — в нормативных актах нет до сих пор должностных инструкций для SMM‑менеджеров, редакторов видеоконтента». Поэтому, признал он, приходится «с боем и кровью» отвоевывать себе традиционную аудиторию. Сделать это непросто, так как на «финансирование деструктивных информационных атак в неделю наши оппоненты тратили на пике пандемии до одного миллиона долларов. Травля наших журналистов тоже имеет место быть — более 400 коллег получили угрозы в свой адрес».
«Если мы не совершим фатальных ошибок, то вся эта параллельная медиареальность имеет тенденцию к затуханию, — резюмировал эксперт. — Но информационную политику нам надо пересматривать, и цифровизация медиа — наш главный приоритет на ближайшее время. Кроме того, я считаю, что нам сегодня нужен омбудсмен по цифровизации и омбудсмен по защите журналистов».
Взявший слово директор — главный редактор издательского дома «Беларусь сегодня» Дмитрий Жук обратил внимание на то, что сегодня, к сожалению, очень низок уровень критического мышления у старшеклассников: в частности, они не знают ни истории, ни своих героев. А также существуют большие опасения по поводу тех, кто готовит журналистов, политологов, историков.
Однако готовить профессионалов — только одна сторона проблемы. Тот факт, что все мы являемся заложниками тиражей и рейтингов, сегодня приводит к тому, что если журналист завязнет в проверках какой‑либо новости, то потеряет время, а значит, своего читателя, считает Елена Еловик, редактор отдела творческих проектов газеты «7 дней» (УП «БелТА»). Впрочем, правила «журналистской гигиены» тоже есть, и они довольно просты: проверка факта, обращение к разным источникам и экспертное мнение.
Тарас Фомченков
taras@rg.ru