Как противостоять лживой информации в соцсетях и СМИ?

Написанному — не верить

Специальная сессия форума была посвящена фейкам и тому, как сегодня строить работу с интернет‑аудиторией. Надо сказать, что некоторые выводы, озвученные участниками дискуссии, звучали тревожно.

Но все‑таки, как резюмировали присутствующие, не безнадежно. Председатель Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев, например, сразу огорчил аудиторию тем, что, по его мнению, прогосударственные медиа с опозданием отреагировали на рост цифровизации на рынке. Он констатировал «хроническое отставание законодательной базы — в нормативных актах нет до сих пор должностных инструкций для SMM‑менеджеров, редакторов видеоконтента». Поэтому, признал он, приходится «с боем и кровью» отвоевывать себе традиционную аудиторию. Сделать это непросто, так как на «финансирование деструктивных информационных атак в неделю наши оппоненты тратили на пике пандемии до одного миллиона долларов. Травля наших журналистов тоже имеет место быть — более 400 коллег получили угрозы в свой адрес».


Одновременно с этим, по оценке Андрея Кривошеева, очень важным фактором стала поддержка со стороны российских СМИ, направленная на то, чтобы сбалансировать и переломить ход информационной войны, и ставшая для многих оппонентов из‑за рубежа большой и неприятной неожиданностью.

«Если мы не совершим фатальных ошибок, то вся эта параллельная медиареальность имеет тенденцию к затуханию, — резюмировал эксперт. — Но информационную политику нам надо пересматривать, и цифровизация медиа — наш главный приоритет на ближайшее время. Кроме того, я считаю, что нам сегодня нужен омбудсмен по цифровизации и омбудсмен по защите журналистов». 

Взявший слово директор — главный редактор издательского дома «Беларусь сегодня» Дмитрий Жук обратил внимание на то, что сегодня, к сожалению, очень низок уровень критического мышления у старшеклассников: в частности, они не знают ни истории, ни своих героев. А также существуют большие опасения по поводу тех, кто готовит журналистов, политологов, историков.

Однако готовить профессионалов — только одна сторона проблемы. Тот факт, что все мы являемся заложниками тиражей и рейтингов, сегодня приводит к тому, что если журналист завязнет в проверках какой‑либо новости, то потеряет время, а значит, своего читателя, считает Елена Еловик, редактор отдела творческих проектов газеты «7 дней» (УП «БелТА»). Впрочем, правила «журналистской гигиены» тоже есть, и они довольно просты: проверка факта, обращение к разным источникам и экспертное мнение.

Тарас Фомченков

taras@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter