Наперегонки с темнотой

Ночью от водителей требуется особый стиль вождения

Ночью от водителей требуется особый стиль вождения

В темное время суток происшествий на дорогах не так много, как днем. Однако ночные ДТП имеют более тяжелые последствия. Все логично: в темноте водители слишком поздно замечают препятствие и не успевают сбросить скорость. Пешеходы, велосипедисты, гужевые повозки — все появляется перед капотом буквально в последний момент. А чем меньше тормозной путь, тем серьезнее авария.

— Машин на дороге ночью немного. Это и притупляет чувство опасности, расслабляет водителей, — считает Евгений Лапец, начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения ДПС «Стрела». — Тем временем темнота требует повышенной внимательности и осторожности. Вопреки этому многие автомобилисты совершенно не меняют стиль вождения, когда садятся за руль после захода солнца. Отсюда и исходит опасность.

Правила дорожного движения не ограничивают максимально разрешенную скорость движения в темное время суток. Населенный пункт — 60, трасса — 90 км/ч. Однако в ПДД есть абзац, в соответствии с которым водитель должен выбирать ту скорость, при которой вождение будет безопасным. Это значит, что в определенных ситуациях вполне достаточно может быть 40 км/ч в городе и 70 за городом.

— Скорость следует выбирать таким образом, чтобы остановочный путь при экстренном торможении не превышал видимого расстояния, — отмечают в ГАИ. — Таким образом, скорость ограничивается возможностями осветительной системы автомобиля.

Оказывается, по ночам больше всего наездов на пешеходов случается во время встречного разъезда. Два автомобиля мчатся навстречу друг другу, и каждый водитель инстинктивно старается принять правее. В этот момент одна из машин и задевает пешехода, бредущего по краю проезжей части. В светлое время суток такие препятствия хорошо видны на большом расстоянии, а ночью о них можно только догадываться, ведь фликерами пользуются далеко не все пешие участники дорожного движения.

В ГАИ выделяют три наиболее опасные категории пешеходов: дети, старики и пьяные. Из-за небольшого роста малыши становятся заметными позже взрослого человека. К тому же действия детей сложно предугадать. Пешеходы преклонного возраста могут пересекать дорогу в самых неожиданных местах и при этом не смотреть по сторонам. Плюс ко всему со слухом, зрением и реакцией у них далеко не все в порядке, а адекватно оценить обстановку на дороге им порой не под силу. От пьяных пешеходов можно ожидать вообще всего, чего угодно. Нередко они просто ложатся спать посреди дороги…

— Еще одна немаловажная проблема при управлении автомобилем в темноте — это ослепление водителя фарами встречных и попутных автомобилей, — говорит Евгений Лапец. — Адаптация зрачка при внезапном переходе со света в темноту или наоборот протекает длительное время, от нескольких секунд до 4 минут. В случае ослепления следует немедленно включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.

Много дискомфорта в этой связи водителям доставляют автомобили с ксеноновыми фарами. К заводскому ксенону особых претензий нет. Речь идет о тех случаях, когда газоразрядные лампочки устанавливают в фары, предназначенные для ламп накаливания, после чего даже ближний свет слепит водителей как встречных, так и попутных автомобилей.

В прошлом году в России ГИБДД запретила водителям пользоваться кустарным ксеноном. Подобный тюнинг, ставший в последнее время модным среди владельцев недорогих авто, отныне может обернуться лишением прав на срок от шести месяцев до года. Не последует ли этому примеру Беларусь?

— Время от времени к нам поступают жалобы от водителей по поводу ксеноновых фар, но для принятия серьезных решений достаточно опыта по этому вопросу в ГАИ пока не накоплено, – отмечает Андрей Шаранда, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси. — Сегодня установка ксеноновых ламп в обычные фары считается внесением изменений в конструкцию автомобиля, за что предусмотрен штраф до двух базовых величин. Принимая во внимание серьезность проблемы, ГАИ будет вносить предложение об ужесточении санкций за данное нарушение.

Однако оштрафовать нарушителя на дороге пока проблематично. Нужны особые приборы для определения характеристик оптики, которые есть только в специализированных мастерских и на станциях диагностики. Кроме того, по закону на автомобили, снятые с производства, допускается установка световых приборов с других машин. А ведь именно ксенон на старых иномарках и «жигулях» доставляет больше всего неудобств…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter