Прогнозы о незавидном будущем газет и журналов в эпоху интернета пока сбываются слабо

Напечатанному — верить!

Комиксы вместо рассказов, сканворды с картинками вместо кроссвордов, экраны смартфонов вместо развернутых газет — информационный ландшафт высокотехнологичного XXI века, казалось бы, не оставил шансов на выживание традиционным печатным СМИ. А вот и нет: газеты и их сетевые версии по-прежнему пользуются авторитетом в обществе, а 5 мая белорусские журналисты и их читательская аудитория, как и прежде, с взаимной любовью и оптимистичными планами на будущее отмечают День печати.

Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:

— Может, они (интернет-СМИ. — Прим. ред.) уже где-то вровень вышли, чуть-чуть вперед по каким-то направлениям. Но традиционные СМИ будут всегда.

На совещании с руководителями ведущих государственных СМИ, 11 февраля 2020 года.

Сила — в правде

Еще несколько лет назад поводов для оптимизма у печатных СМИ было, честно говоря, маловато: повсеместное развитие цифры привело к массовому исходу населения мира в интернет. У интернет-СМИ преимуществ хватает: заметки и статьи публикуются оперативно и распространяются мгновенно, их площадь не ограничена форматом газетной полосы, при этом не нужны ни типография, ни бумага, ни почтальоны, да и о подписке думать не надо. В результате некоторые издания были вынуждены уйти в интернет, а то и вовсе закрыться. Это общемировая тенденция, которая не обошла и Беларусь. Если в начале мая прошлого года в нашей стране было зарегистрировано 1562 печатных издания (газеты, журналы, бюллетени, каталоги, альманахи), то в мае нынешнего — 955.
Впрочем, ситуация на рынке СМИ кардинально изменилась за последние два-три года, и виной тому не только цифровизация. Существенное влияние на медиапроцессы оказали пандемия коронавируса и ведущаяся во всем мире гибридная информационная война.
Для множества печатных изданий, которые десятилетия находились в состоянии кризиса, COVID-19 стал последним ударом. В 2020‑м французский министр финансов Брюно Ле Мэр оценил масштаб рецессии как крупнейший с 1945 года. Кризис, в который погрузились спонсоры печатного рынка, подкосил экономику всех изданий, в первую очередь средних и мелких региональных.

Что касается гибридной войны, то она все чаще упоминается политиками, дипломатами и военными как реальная угроза национальной безопасности, а ее горячие точки разбросаны по всему миру, и в Восточной Европе в частности.
Три года назад ­­Президент Беларуси предупреждал общественность, что одна из целей такой войны — дестабилизация ситуации в стране, в том числе и посредством СМИ.
«Деньги застилают глаза, позеленели от этих денег: кто платит, за того и поют. Вот единственная разгадка. И у нас таких людей немало», — обрисовывал ситуацию Александр ­­Лукашенко в августе горячего 2020‑го. А в начале прошлого года Глава государства еще раз коснулся темы ангажированности журналистов. «Это полномасштабная информационная война — за умы наших людей, за будущее детей. Мы проиграть эту войну не можем», —заявил он на совещании о текущих вопросах деятельности СМИ.
Планомерная борьба с фейками и их авторами значительно преобразила информационное поле страны, и касается это как интернет-источников, так и печатных средств массовой информации. Так что новые цифры в статистике Мининформа — это в том числе и результат избавления от информационного балласта.

Авторитет не купишь

Замещение традиционной прессы электронным форматом передачи информации вынуждает потребителей реже оформлять подписку. При этом доверие к государственным СМИ в республике возросло с 38,4 процента в 2021 году до 49,6 процента в 2022‑м — таковы данные исследования Института социологии НАН Беларуси. Государственных же газет у нас (взглянем на инфографику) в последнее время стало больше, чем негосударственных. Так что и читаем, и доверяем больше.

Те, кто внимательно следит за лентами новостей в интернете, давно заметили: в погоне за рейтингом редакции соревнуются друг с другом в оперативности. Это порой играет с ними злую шутку: авторитетные мировые СМИ допускают ошибки и распространяют фейки. У газетчиков же другая политика: требуется раскрыть тему шире, погрузиться в нее глубже, чтобы читатель спустя некоторое время получил полную и взвешенную информацию о том или ином событии, сдобренную мнением авторитетных экспертов.
Потому как главный капитал газеты — доверие читателей. И это всегда будет выгодно отличать бумажные СМИ от их электронных собратьев, где новость в любой момент можно подкорректировать, а то и вовсе убрать.
Впрочем, сайты и аккаунты бумажных изданий в сети тоже работают на скорость, но и тут ответственность как за содержание, так и за грамотность текста и его подачу (тоже, кстати, очень важный момент!) выше: на кону стоит доброе имя издания.

Редакции бумажных СМИ тем не менее и впредь будут менять стратегию подачи информации с учетом влияния новых медиа. Но человечество все же явно подустало от оглупляющей виртуальности, наигралось в тотальное господство технологий. Читателям надоело постоянное интернетовское вранье — хочется аналитики, оценки произошедших событий, проверки фактов. Председатель правления Белорусского союза журналистов, генеральный директор медиахолдинга «Агентство «Минск-Новости» Андрей Кривошеев придерживается схожего мнения.

— Газета напечатанная, журнал и книга обладают ценностью и стоимостью, — заметил он в преддверии прошлогоднего Дня печати в ток-шоу «Точки над i» на телеканале СТВ. — Ты за нее платишь, чтобы получить материальную вещь и то интеллектуальное содержание, которое есть внутри. А лента в большинстве мессенджеров бесплатная. Ты ее пролистал, и отношение к этому как к бесплатному и часто некачественному контенту… Печатное слово просто берет на себя функцию объяснять события, которые уже случились, анализировать, давать горизонты будущего.  
В этом смысле печатные СМИ востребованы, причем не только у нас — во всем мире. Второй факт: текучка новостей и эмоция уходят в электронные СМИ, новые медиа, а глубина и аналитика остаются в печатных.
СКОЛЬКО НАС?

В Государственном реестре средств массовой информации по состоянию на 1 мая 2023 года зарегистрированы:

газеты — 375

в том числе:

♦ 200 — государственные;

♦ 175 — негосударственные.

журналы — 565

в том числе:

♦ 191 — государственный;

♦ 374 — негосударственные.

бюллетени — 14

в том числе:

♦ 10 — государственные;

♦ 4 — негосударственные.

каталоги — 1

Источник: Министерство информации Республики Беларусь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Перцов, министр информации Республики Беларусь (16 марта 2023 года):

— Человеку не нужна газета как источник новости, человек новость получает откуда угодно: из мессенджера, социальных сетей, смартфона. Даже радио и телевидение уже на втором плане. Сейчас каждую секунду рождается много новостей, это шквал новостей. И, увы, печатная газета, которая выходит в лучшем случае дважды в неделю, не угонится. Поэтому надо растолковывать, разъяснять события, новости и решать вопросы людей. Люди, особенно старшего, зрелого возраста, нуждаются в таком толковании.

КСТАТИ

Искусственный интеллект против журналистов

Гримасы эпохи цифровых технологий. Эксперты в сфере искусственного интеллекта полагают, что ChatGPT — чат-бот, который способен вести диалог, искать ошибки в коде, сочинять стихи, писать сценарии и даже спорить, а также аналогичные разработки из области ИИ в будущем способны заменить людей ряда профессий, в том числе журналистов. Как сообщил недавно портал Business Insider, его специалисты составили топ-10 популярных профессий, которые могут полностью исчезнуть из-за развития нейросетей. К ним относятся:

♦ программисты;

♦ журналисты;

♦ юридические советники;

♦ маркетологи;

♦ учителя;

♦ финансовые аналитики;

♦ трейдеры;

♦ графические дизайнеры;

♦ бухгалтеры;

♦ сотрудники службы поддержки.

Между тем партнер компании McKinsey Global Institute Ану Мадгавкар уверен, что искусственный интеллект может помогать в работе, но присматривать за ним должен человек, чтобы избежать ошибок и предвзятости. Впрочем, если ИИ и будет формировать ленты новостей, то только в интернет-изданиях. В редакциях газет, к счастью, хватает куда более талантливых сотрудников.

Из истории печатного слова

VIII век н.э. — первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае.



1450‑е годы — Иоганн Гутенберг из Германии изобрел печатный пресс.



1605 год — дата рождения европейской газетной периодики: немецкое издание под названием «Сборник всех выдающихся и памятных новостей» вышло в Страсбурге.



1631 год — во Франции начали выпускать издание La Gazette, более всего напоминающее современные газеты.



Первая половина ХVIII века — попытки создания на территории современной Беларуси периодических изданий — в Минске (1707 г.) и «Несвижской газеты».



1776 год — появление первой газеты на территории нынешней Беларуси — это был двухстраничный еженедельник Gazeta Grodzienska, издававшийся в Гродно.



XIX век — начало мирового газетного бума: в печатные СМИ сместился центр политической и общественной жизни многих стран Европы.



Август 1917 года — в Беларуси издавалось около 80 газет на русском, белорусском, польском, еврейском и украинском языках.



2 августа 1927 года — дата рождения ведущей белорусской общественно-политической газеты «СБ. Беларусь сегодня».

Когда исчезнут газеты: прогнозы разных лет

2018 год — Стив Баллмер, главный исполнительный директор Microsoft (2008 г.).

2020 год — Кен Доктор, медиааналитик (США), автор книги «Newsonomics: 12 новых тенденций, формирующих новости, которые вы получаете» (2012 г.).

♦ 2037 год — Андрей Мирошниченко, журналист (Россия), автор книги «Когда умрут газеты» (2011 г.).

♦ 2040 год — Росс Доусон, футуролог (Австралия), медиаконсультант (2011 г.).

♦ 2041 год — Фрэнсис Гарри, глава Всемирной организации интеллектуальной собственности (2011 г.).

2043 год — Филипп Мейер, профессор (США), автор книги «Исчезающая газета. Спасая журналистику в информационный век» (2004 г.).

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter