Намоленое место. Даже от последствий чернобыльской трагедии это место защитили высшие небесные силы.

Вокруг дозиметры показывали повышение радиационного фона, а здесь, на островке, образуемом излучинами речки Лохва и Днепром, он не превышал естественного уровня. По-разному можно относиться к этому факту. Но бесспорное объяснение ему найти трудно. Зато люди верующие сразу склонились к тому, что место это, как они выразились, намоленое столетиями, поскольку здесь стоял известный со Средних веков Баркулабовский монастырь.

Вокруг дозиметры показывали повышение радиационного фона, а здесь, на островке, образуемом излучинами речки Лохва и Днепром, он не превышал естественного уровня. По-разному можно относиться к этому факту. Но бесспорное объяснение ему найти трудно. Зато люди верующие сразу склонились к тому, что место это, как они выразились, намоленое столетиями, поскольку здесь стоял известный со Средних веков Баркулабовский монастырь.

Подобных культовых сооружений, которые были оплотами православия и одновременно служили крепостями, защищающими от неприятельских поползновений, на нашей земле немало. Хватает военных страниц и в биографии этого монастыря. Однако вошел он в историю своей хроникой, летописно охватывающей период с середины XVI до начала XVII века.
Современные историки на основе изучения Баркулабовской хроники, ее стилистических и фактологических особенностей приходят к выводу, что автор был не служителем церкви, а человеком светским, скорее всего имевшим отношение к крестьянскому труду. Но ведь в те времена грамота и наука были прерогативой церкви. Поэтому в любом случае связь летописца с монастырем существовала.
К великому сожалению, и соборная церковь монастыря, основанная в 1641 году известным поборником православия Богданом Статкевичем и архимандритом Иоилом Труцевичем, и иные постройки до наших дней дошли только в виде остатков фундаментов. В разное время монастырские помещения использовали то в качестве спортзала, то как музей, размещалась здесь и конюшня. И вот несколько лет назад после решения о восстановлении исторической святыни тут появились женщины-послушницы во главе со схиигуменьей Антонией. Сначала всего несколько человек. Поселились в деревенском доме. А на месте будущего монастыря поставили крест с иконой. И начали сбор средств. Ведь такая стройка — дело не женское. Но хозяйки при ней необходимы.
Конечно, помогли и районные власти, и епархиальные. На строительство жертвовали и прихожане. Трудовые коллективы Быховщины собрали более 15 миллионов рублей. Чаще всего на безвозмездной основе проводят некоторые строительные работы, помогают техникой.
Сейчас на монастырской территории, обнесенной солидным забором, построили просторную деревянную избу — общежитие для монахинь, которых тут уже около двух десятков. Медленно, но основательно поднимаются и стены главного сооружения — кирпичного, как встарь, храма. Еще немного — и надо будет купола устанавливать. Возможно, к весне бы и установили, да зима нынче очень
уж морозная выдалась. При таких “минусах” быстро не построишь.
Тут же, в деревне Барколабово, еще один отдельно храм возводится. Недавно на нем купол смонтировали. Поскольку этот элемент строения весьма увесистый — более пяти тонн, то пришлось специальную технику вызывать.
— В Быховском районе четыре действующие церкви, — рассказывает начальник отдела идеологической работы райисполкома Дмитрий Игнатьев. — Те исторические, культурные и духовные ценности, которыми веками гордился наш край, стараемся возрождать.
По всему, это удается. Как рассказывали владельцы агроэкоусадеб, гости, которые у них отдыхают, с удовольствием и неподдельным интересом посещают эти намоленые места, слушают рассказы об исторической судьбе здешних достопримечательностей. А с реставрацией Баркулабовского монастыря будет в отличие от написанной здесь средневековой хроники, которая изобилует сведениями о природных и социальных катаклизмах, писаться история процветания здешнего края.

Быховский район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter