Намерения и дела

Содружеству Независимых Государств 9 лет.
Содружеству Независимых Государств 9 лет.

Оглядываясь сегодня на прошедшие годы, можно отметить, что Содружество за это время пережило несколько этапов своего развития, на каждом из которых решались свои, специфические задачи формирования нового типа отношений.

На первом - до конца 1993 года - наряду с завершением цивилизованного развода бывших союзных республик началась работа, связанная с созданием основ отношений равноправных суверенных государств, которые все в большей мере становились межгосударственными. Именно в это короткое время сформировалась организационная структура сотрудничества - Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел (СМИД) и др.

Качественно важным моментом во взаимоотношениях государств СНГ, ознаменовавшим начало их поступательного движения по пути экономической интеграции, стало подписание в 1993 году Договора о создании Экономического союза, определившего долгосрочные цели интеграции, поэтапное создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Движение к такому рынку его участники видели через последовательное образование зоны свободной торговли, таможенного и платежного, а в дальнейшем и валютного союза. Рабочим коллективным органом, нацеленным на создание условий для решения этих задач, стал Экономический совет СНГ, который обеспечивает выполнение принятых в рамках Содружества соглашений и решений о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества.

Единым постоянно действующим уставным органом СНГ, обеспечивающим организацию работы всех рабочих органов, является Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Он образован в апреле 1999 года в соответствии с решением Совета глав государств о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества и аппарата Межгосударственного экономического комитета Экономического союза.

Основными направлениями деятельности комитета является разработка совместно с государствами Содружества проектов документов, направленных на развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной и других областях, координация и анализ деятельности органов отраслевого сотрудничества, внесение предложений по повышению ее эффективности.

В рамках Содружества каждое государство имеет возможность выбирать формы участия и направления сотрудничества. Но практика показывает, что от подписания документов до их реализации - дистанция огромного размера. Так, из 1.085 документов, принятых в рамках Содружества с 8 декабря 1991 г. по ноябрь 2000 г., 917 вступили в силу со дня подписания, остальные предусматривают ратификацию или выполнение внутригосударственных процедур государствами - участниками СНГ. Так вот, из 34 документов, предусматривающих ратификацию, 27 вступило в силу, а 7 - нет, так как в депозитарии не поступили соответствующие документы. Из 132 документов, предусматривающих выполнение внутригосударственных процедур, до сих пор 21 документ не вступил в силу, поскольку отсутствует уведомление о выполнении внутригосударственных процедур...

Жизнеспособность СНГ будет определяться как силой внутренних импульсов к сокращению и развитию интеграции, так и волей к углублению сотрудничества, мудростью политиков. Содружеству нужны согласие и добрая воля тех, кто определяет его судьбу. Итогом совместных усилий должно стать улучшение жизни людей. Это - цель, во имя которой все страны Содружества и их народы должны объединить свои усилия и возможности. Время покажет, каким станет СНГ в будущем. Несомненно одно: дальнейшее его развитие и укрепление отвечает долгосрочным интересам государств-участников, соответствует тенденциям мировых хозяйственных связей. Его будущее - в углублении экономической интеграции, в координации политических усилий, направленных на всемерное укрепление Содружества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter