Намерение быть лучше
06.01.2009
Как представляется, сейчас следует принять решение о стимулировании спроса на отечественные товары. В условиях сжатия внешних рынков необходимо стимулировать спрос внутри страны. Рецепт экономических учебников прост и стандартен: население должно получить доступ к дешевым кредитам на строительство нового жилья, покупку отечественных товаров и услуг. А государство, перераспределив статьи бюджета, должно увеличить свои инвестиционные программы. Для первого можно не снижать ставку рефинансирования. Хотя, чтобы сгладить рецессию, большинство центробанков мира именно это и делает. Но в белорусских условиях достаточно половину стоимости кредита компенсировать за счет эмиссии Нацбанка.
Хочу подчеркнуть, речь об удешевлении кредитов, выдаваемых только под отечественные товары и строительство нового жилья. Огромный плюс, что в этом году запланировано его построить 6 млн. квадратных метров. Надо думать, такой объем обеспечит работой тех наших строителей, которые будут вынуждены вернуться с российских строек. Вспоминается Кейнс: «В годы кризиса — стройте, стройте, хоть пирамиды». Нам же пирамиды строить нужды нет. Достаточно сосредоточиться на важнейших проектах: жилье, агрогородки, дороги... Последнее особенно важно. По черноморско–балтийскому пути после стабилизации пойдут значительные транспортные потоки.
А какую роль должны сыграть банки? Думается, крупнейшим имеет смысл в кратчайшие сроки в каждом районном универмаге, в каждом крупном агрогородке развернуть сети продажи в кредит отечественных товаров. Это значительно эффективнее, чем дать деньги предприятиям, — стимулируется продажа, а не работа на склад. Разумеется, большую активность должны проявлять товаропроизводители и сетевики. Белкоопсоюза, скажем. За пример можно взять китайскую кампанию «Бытовую технику — в деревню». Такой подход дал бы и позитивный социальный эффект. Однако производители тоже должны понимать: подобная поддержка не на века. В будущем их товары будут покупать только в том случае, если они лучше, чем у конкурентов.
Да, наш внутренний рынок невелик. Лишь перечисленные меры не помогут экспортерам. Энергии раскрепощенного в последние месяцы года бизнеса нужна поддержка в продвижении на внешние рынки. Сумеют продать больше, чем официальные товаропроводящие сети, — пусть работают. Важно помнить одно: импорту помогать не надо, он пробьет себе дорогу сам. Необходимо помогать экспортерам: и гарантиями по кредитам, и поддержкой при создании товаропроводящих и лизинговых сетей за рубежом. Чем стоять трактору на складе МТЗ, лучше белорусскому банку отдать его в кредит российскому фермеру. К сожалению, кредитование нерезидентов пока наши банки не освоили.
В 2009–м нужно не останавливаться на принятых мерах стимулирования предпринимательской активности. Энергично идти вперед — в тридцатку самых инвестиционно привлекательных стран. И тогда из ситуации мы выйдем сильнее. С огромным потенциалом для будущего рывка. Год родной земли должен стать годом товарного патриотизма белорусов. Необходимо понимание: покупая импортное, ты лишаешь работы товарища. А подытожу свои размышления так: в 2009 год мы должны войти с энергичным намерением быть лучше конкурентов.
Михаил Ковалев, доктор экономических наук, профессор.