Намерение быть лучше

Мнения: оглядываясь на декабрь

Курс на либерализацию и дебюрократизацию подтвержден конкретными решениями. Упрощены порядок регистрации и арендные отношения, введен временный мораторий на проверки, разрешены проблемы с индивидуальными предпринимателями, упрощено ценообразование. Самое важное, что эти шаги взаимодополняют друг друга. Значительно улучшают бизнес–среду. Должны стать мощным стимулом для активизации предпринимательства. Но, на мой взгляд, при двух условиях. Во–первых, если наши предприятия будут иметь доступ к недорогому кредиту. Во–вторых, если спрос на их продукцию и услуги сформируется достаточно высоким.


Как представляется, сейчас следует принять решение о стимулировании спроса на отечественные товары. В условиях сжатия внешних рынков необходимо стимулировать спрос внутри страны. Рецепт экономических учебников прост и стандартен: население должно получить доступ к дешевым кредитам на строительство нового жилья, покупку отечественных товаров и услуг. А государство, перераспределив статьи бюджета, должно увеличить свои инвестиционные программы. Для первого можно не снижать ставку рефинансирования. Хотя, чтобы сгладить рецессию, большинство центробанков мира именно это и делает. Но в белорусских условиях достаточно половину стоимости кредита компенсировать за счет эмиссии Нацбанка.


Хочу подчеркнуть, речь об удешевлении кредитов, выдаваемых только под отечественные товары и строительство нового жилья. Огромный плюс, что в этом году запланировано его построить 6 млн. квадратных метров. Надо думать, такой объем обеспечит работой тех наших строителей, которые будут вынуждены вернуться с российских строек. Вспоминается Кейнс: «В годы кризиса — стройте, стройте, хоть пирамиды». Нам же пирамиды строить нужды нет. Достаточно сосредоточиться на важнейших проектах: жилье, агрогородки, дороги... Последнее особенно важно. По черноморско–балтийскому пути после стабилизации пойдут значительные транспортные потоки.


А какую роль должны сыграть банки? Думается, крупнейшим имеет смысл в кратчайшие сроки в каждом районном универмаге, в каждом крупном агрогородке развернуть сети продажи в кредит отечественных товаров. Это значительно эффективнее, чем дать деньги предприятиям, — стимулируется продажа, а не работа на склад. Разумеется, большую активность должны проявлять товаропроизводители и сетевики. Белкоопсоюза, скажем. За пример можно взять китайскую кампанию «Бытовую технику — в деревню». Такой подход дал бы и позитивный социальный эффект. Однако производители тоже должны понимать: подобная поддержка не на века. В будущем их товары будут покупать только в том случае, если они лучше, чем у конкурентов.


Да, наш внутренний рынок невелик. Лишь перечисленные меры не помогут экспортерам. Энергии раскрепощенного в последние месяцы года бизнеса нужна поддержка в продвижении на внешние рынки. Сумеют продать больше, чем официальные товаропроводящие сети, — пусть работают. Важно помнить одно: импорту помогать не надо, он пробьет себе дорогу сам. Необходимо помогать экспортерам: и гарантиями по кредитам, и поддержкой при создании товаропроводящих и лизинговых сетей за рубежом. Чем стоять трактору на складе МТЗ, лучше белорусскому банку отдать его в кредит российскому фермеру. К сожалению, кредитование нерезидентов пока наши банки не освоили.


В 2009–м нужно не останавливаться на принятых мерах стимулирования предпринимательской активности. Энергично идти вперед — в тридцатку самых инвестиционно привлекательных стран. И тогда из ситуации мы выйдем сильнее. С огромным потенциалом для будущего рывка. Год родной земли должен стать годом товарного патриотизма белорусов. Необходимо понимание: покупая импортное, ты лишаешь работы товарища. А подытожу свои размышления так: в 2009 год мы должны войти с энергичным намерением быть лучше конкурентов.


Михаил Ковалев, доктор экономических наук, профессор.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter