Нам сверху видно все...

Не так давно Министерство по чрезвычайным ситуациям подняло в воздух свой первый вертолет.
Не так давно Министерство по чрезвычайным ситуациям подняло в воздух свой первый вертолет. Теперь, подумали многие, грозящую нашей природе опасность можно будет разглядеть с высоты птичьего полета. При этом мало кто знает, что за спокойствием белорусских лесов и болот сверху уже не один десяток лет наблюдают летчики "Беллесавиа". Чем сейчас живет лесная охрана, корреспондент "СБ" узнал, сев в кабину одного из этих самолетов.

- Вот она, наша пташка, - любезно знакомит меня с Ил-103 летчик-наблюдатель Виталий Рябухин, - самолет новый, их во всем мире только 16 штук летает, четыре у нас.

"Пташка" - это правильно сказано: самолет маленький, четырехместная кабина ненамного больше салона "Запорожца". Весь экипаж - пилот, летчик-наблюдатель и, по счастливому стечению обстоятельств, я. Между прочим, из-за того, что в кабине будут сидеть три, а не два, как обычно, человека, время полета автоматически сокращается на 45 минут. Вес здесь - критерий очень важный.

- А нам большой самолет и не нужен, - объясняет Виталий. - Наша задача - разведка: увидел дым, подлетел, оценил обстановку, передал информацию МЧС и лесничеству.

Сейчас над территорией страны ежедневно, при жаркой, пожароопасной погоде, курсируют 13 воздушных судов "Беллесавиа". Это и классические, не изменившиеся с послевоенного времени "кукурузники" Ан-2, часть из которых служит лесному хозяйству уже 30 лет, вертолеты Ми-2 и 4 новеньких Ил-103. В последние дни из-за прошедших в некоторых областях дождей летает только 8 патрулей, этого пока достаточно.

Как показала практика, контроль с неба - самая эффективная система предупреждения пожара. Летчик-наблюдатель не только фиксирует месторасположение начинающегося пожара, но и следит за тем, куда он распространяется, определяет, какие силы для тушения необходимо привлечь.

...Самолет набирает высоту около 500 метров, при хорошей погоде, как сейчас, видимость на десятки километров вокруг. Первый дымок замечаем почти сразу, пролетая над Ратомкой. "Птаха" делает крутой вираж, от которого у меня, человека, к полетам непривыкшего, холодеет все внутри, и начинает кружить над местом предполагаемого пожара, постепенно снижаясь. Присматриваемся: оказывается, в лесу горит обычный костер, правда, разожгли его в неположенном месте, о чем сразу по рации сообщаем в местное лесничество. Заплатив штраф, нарушители будут немало удивлены, узнав, что на злодеяние лесничим указали небеса. Дальнейший наш маршрут - Борисов. Пока происшествий нет, можно побольше узнать об истории лесных авиаторов.

В Беларуси авиаохрана лесов существует с 1945 года. Первые самолеты курсировали над пущами Гомельской области и Пинщины. Тогда летали на стареньких По-2. Но уже в начале 50-х патрулирование на самолетах Ан-2 охватывало практически всю республику. Тогда же на "вооружении" у лесников появился единственный специализированный самолет Як-12АП (авиационно-пожарный).

Возникло и еще одно нововведение: Як-12АП брал на борт двух парашютистов, которые в прямом смысле прыгали в опасный район, где и мобилизовали население на тушение пожара. Представьте себе: глухая полесская деревенька, в которой о радио знают только понаслышке. И тут с неба падают два хмурых мужика, "строят" все окрестные деревушки и сплоченными рядами ведут сельчан на борьбу с разбушевавшейся стихией.

Похожая практика сохранилась и поныне. Только сейчас вместо парашютистов к очагу пожара спускаются десантники с вертолета и проводят так называемую "первую атаку" - локализуют пожар и сдерживают его до прибытия подкрепления по земле.

...Рядом с Борисовом, в небольшом лесу, замечаем пожар, связываемся с лесниками - те об опасности знают, уже приняли меры. Следующее ЧП видим спустя час. Недалеко от деревни Кутузовка в Червенском районе - дым столбом. Гарью пахнет даже в кабине самолета. Подлетаем поближе... Горит торфяник. Пока площадь пожара небольшая, всего одна сотая гектара. Сообщаем о происшествии лесникам и МЧС.

- В этом и заключается наша работа, - объясняет Виталий, - пожар надо обнаружить в зачаточном состоянии, ведь нередко он растет в геометрической прогрессии. Через несколько часов участок, охваченный пламенем, может стать в несколько раз больше.

По нормам летчики-наблюдатели должны фиксировать более 50 процентов пожаров, возникающих в стране. Общий штат "Беллесавиа" - около 300 человек, в том числе 16 летчиков-наблюдателей, 24 пилота, 60 десантников. Самолеты лесников патрулируют территорию площадью 7.800 гектаров. Средняя зарплата пилота - около 100 долларов.

...За оставшееся время, проведенное под небесами, мы ничего опасного не увидели. День, как сказали мне летчики, выдался спокойным. Обычно же при сухой погоде лесники за один полет выявляют 5 - 7 пожаров.

За 2002 год патрули "Беллесавиа" налетали 4.460 часов, обнаружив 2.076 пожаров из возникших 4.470, в этом году, с апреля по июнь (пожароопасный период), выявлено 790. Это почти каждый второй. Но держать марку становится все труднее. Причина банальная - деньги. В этом году финансирования хватило лишь на то, чтобы в небо поднялись 13 воздушных судов, а должно было 18. В "Беллесавиа" стараются деньги на топливо, зарплату, ремонт техники и многие другие статьи расходов подзаработать самостоятельно - заключают договоры на патрулирование нефте- и газопровода, проводят аэрофотосъемку.

Пока бороться с огнем получается. Но нельзя допустить, чтобы разладилась система, создававшаяся десятки лет. Стихия ведь не спрашивает, когда ей разбушеваться.

Информация к размышлению

В последнее время, несмотря на сильную жару, в республике количество пожаров заметно не увеличилось. С 23 по 27 июля в лесах зафиксировано 29 пожаров общей площадью 9 гектаров,

8 пожаров общей площадью 1 гектар возникло на торфяниках. Были также зафиксированы 5 случаев загорания травы и кустарника общей площадью 1,5 гектара. По словам сотрудников пресс-службы МЧС, ситуация находится под контролем, большинство пожаров было ликвидировано, не успев разгореться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter