«Нам открыты пути к Черному морю»
12.11.2013 19:38:11
В Мозырском речном порту все идет к тому, чтобы перевозить калийные соли за рубеж
В БЕЛАРУСИ сегодня восемь портов, среди которых три открытых речных вокзала для международных переправ — в Речице, Гомеле и в Мозыре. В Мозырском порту сейчас горячие деньки — с утра до вечера идут работы: погрузка и выгрузка товаров с кораблей. Ближайшие переправы грузов назначены на 15 ноября. Раз в неделю отсюда выходят по два-три судна со строительными и горючими материалами. И везут груз не только в Бобруйск, например, или Петриков, а в направлении Украины — в речные порты Киева, Николаева и Херсона.
Здесь, на территории дока, — судоремонтная мастерская, где чинят и после вводят в строй старые суда. В плавучем «гараже» есть и «корабли-долгостои» — те, что уже давно не выходят в плавание. Один из таких печально знаменитых «ветеранов» — судно «Надежда». Кстати, это последний теплоход, спущенный в 2002 году на воду Гомельским судоремонтно-судостроительным заводом. Все тогда было торжественно, с речами, ленточками, шампанским (бутылку разбивали по традиции о корму корабля). Кто бы мог тогда предположить, что пройдет совсем немного времени и знаменитое предприятие обанкротится. А «Надежда» на долгие годы станет на прикол.
У теплохода — сложная судьба. Но название себя оправдало полностью. Немногие верили, что это судно вообще удастся «оживить» спустя почти десять лет. Все эти годы «Надежда» ржавела в водах Припяти. Однако теплоход, отстоявший десять лет без дела, подняли на берег, чтобы привести в порядок машинную систему и модернизировать судно навигационным и спасательным оборудованием. Начальник порта здесь проявил недюжинную энергию и добился-таки своего.
В Мозырском порту все идет к тому, чтобы начать перевозить калийные удобрения за рубеж. Это качественный продукт, приносящий одновременно и пользу заказчикам, и прибыль предприятию. Перевозить соли, скорее всего, выпадет все той же «Надежде». Кстати, это судно класса «река—море» может доходить и до устья реки Дунай. Это значит, что для него открыты и большие водохранилища, широкий и глубокий нижний Днепр, Черное море.
Кроме «Надежды» есть в порту еще одна достопримечательность — ледокол «Сибирь». С его помощью каждую весну речники справляются с ледовыми «преградами», которые оставляет после себя большая вода — река Припять. К слову, два года назад, когда паводки были мощными не на шутку, ледокол ликвидировал заторы, спасал подворья и фермы от затопления.
— А может ли сегодня речной порт в Мозыре рассчитывать на возрождение речных туристических услуг?
— Конечно, мы в этом направлении работаем, — поясняет Владимир Зайцев. — Специально для этого мы отдали несколько грузовых судов на переоборудование под туристические теплоходы.
Станислав ЛОБАТЫЙ, «БН»
Фото Владислава ПОПЧЕНКО
СПРАВКА «БН»
Белорусское речное пароходство как самостоятельная транспортная организация появилось более восьмидесяти лет назад. К сороковым годам прошлого столетия появились новые типы судов, их мощность и грузоподъемность увеличились более чем в два раза, улучшилось техническое состояние. С началом Великой Отечественной развитие водного транспорта остановилось. Многие работники ушли на фронт, а флот использовался для военных перевозок.
Уже после войны начались восстановление берегового хозяйства и флота, модернизация материально-технической базы речного транспорта. Флот пополнился буксирными теплоходами повышенной мощности, несамоходными судами грузоподъемностью 700—1000 тонн, комфортабельными судами для пассажирских перевозок. Заново был построен Гомельский судостроительно-судоремонтный завод, а Пинский и Бобруйский реконструированы. К 80-м годам объем перевозки грузов увеличился в 20 раз. На новой площадке в Домашицах появился речной порт Пинск, а в Мозыре построен речной вокзал.
Сейчас в составе Белорусского речного пароходства восемь портов-филиалов — Гомельский, Мозырский, Речицкий, Брестский, Пинский, речной Микашевичский, Могилевский и Бобруйский. Ежегодно увеличивается объем перевозок. Например, за навигацию прошлого года перевезено 2711,5 тысячи тонн грузов и более 186 тысяч пассажиров. Для многих белорусов экскурсии на теплоходе — излюбленное развлечение. Не случайно речные прогулки по Сожу, Днепру, Мухавцу, Припяти и Заславскому водохранилищу пользуются популярностью.