«Нам открыты пути к Черному морю»

В БЕЛАРУСИ сегодня восемь портов, среди которых три открытых речных вокзала для международных переправ — в Речице, Гомеле и в Мозыре. В Мозырском порту сейчас горячие деньки — с утра до вечера идут работы: погрузка и выгрузка товаров с кораблей. Ближайшие переправы грузов назначены на 15 ноября. Раз в неделю отсюда выходят по два-три судна со строительными и горючими материалами. И везут груз не только в Бобруйск, например, или Петриков, а в направлении Украины — в речные порты Киева, Николаева и Херсона.

В Мозырском речном порту все идет к тому, чтобы перевозить калийные соли за рубеж

В БЕЛАРУСИ сегодня восемь портов, среди которых три открытых речных вокзала для международных переправ — в Речице, Гомеле и в Мозыре. В Мозырском порту сейчас горячие деньки — с утра до вечера идут работы: погрузка и выгрузка товаров с кораблей. Ближайшие переправы грузов назначены на 15 ноября. Раз в неделю отсюда выходят по два-три судна со строительными и горючими материалами. И везут груз не только в Бобруйск, например, или Петриков, а в направлении Украины — в речные порты Киева, Николаева и Херсона.

— Мы находимся в приграничном районе, потому-то нас так тянет на юг, работать с Украиной, — улыбается начальник Мозырского порта Владимир Зайцев. — Постепенно выходим на новый уровень транзита. Занимаемся международными перевозками, расширяем возможности переправки судов как из Украины, так и к нам, обратно в Беларусь. Основные грузы — это минерально-строительные материалы: щебень, гранитный отсев, песок собственной добычи, калийная соль.

Здесь, на территории дока, — судоремонтная мастерская, где чинят и после вводят в строй старые суда. В плавучем «гараже» есть и «корабли-долгостои» — те, что уже давно не выходят в плавание. Один из таких печально знаменитых «ветеранов» — судно «Надежда». Кстати, это последний теплоход, спущенный в 2002 году на воду Гомельским судоремонтно-судостроительным заводом. Все тогда было торжественно, с речами, ленточками, шампанским (бутылку разбивали по традиции о корму корабля). Кто бы мог тогда предположить, что пройдет совсем немного времени и знаменитое предприятие обанкротится. А «Надежда» на долгие годы станет на прикол.

У теплохода — сложная судьба. Но название себя оправдало полностью. Немногие верили, что это судно вообще удастся «оживить» спустя почти десять лет. Все эти годы «Надежда» ржавела в водах Припяти. Однако теплоход, отстоявший десять лет без дела, подняли на берег, чтобы привести в порядок машинную систему и модернизировать судно навигационным и спасательным оборудованием. Начальник порта здесь проявил недюжинную энергию и добился-таки своего.

— Речные перевозки — вариант бюджетный. Особенно выгоден он стал после недавнего повышения тарифов на железнодорожные и авиаперевозки, — говорит Владимир Зайцев. — Плюс качественный ремонт обходится относительно недорого — в 20—30 тысяч долларов. Уже в этом году мы планируем возить лес в южные порты Украины. Предполагаемое плечо перевозок — от Бреста до Херсона. Да и спрос всегда есть. Однако лесом дело не ограничится. Уже есть заказчики, заинтересованные в контейнерных перевозках по Украине.

В Мозырском порту все идет к тому, чтобы начать перевозить калийные удобрения за рубеж. Это качественный продукт, приносящий одновременно и пользу заказчикам, и прибыль предприятию. Перевозить соли, скорее всего, выпадет все той же «Надежде». Кстати, это судно  класса «река—море»  может доходить и до устья реки Дунай. Это значит, что для него открыты и большие водохранилища, широкий и глубокий нижний Днепр, Черное море.

Кроме «Надежды» есть в порту еще одна достопримечательность — ледокол «Сибирь». С его помощью каждую весну речники справляются с ледовыми «преградами», которые оставляет после себя большая вода — река Припять. К слову, два года назад, когда паводки были мощными не на шутку, ледокол ликвидировал заторы, спасал подворья и фермы от затопления.

Стоит пока на приколе и пассажирский лайнер, который на протяжении трех лет занимался перевозками туристов из портовых городов страны. Спроса нет. — В советские времена из Мозыря курсировали по Припяти катера «Ракета», затем «Полесье», на запад до Пинска, на юго-восток — в Наровлю, Припять, Киев. С распадом СССР пассажирские перевозки по Припяти, увы, прекратились, — вспоминает Владимир Зайцев. — Лишь весной 2010 года снова открылся первый пассажирский маршрут. Теплоход «Полесье-05» связал Мозырь и Туров. Правда, высокая стоимость проезда и график поездок (теплоход курсировал раз в неделю) сделали маршрут экскурсионным и туристическим.

— А может ли сегодня речной порт в Мозыре рассчитывать на возрождение речных туристических услуг?

— Конечно, мы в этом направлении работаем, — поясняет Владимир Зайцев. — Специально для этого мы отдали несколько грузовых судов на переоборудование под туристические теплоходы.

Не исключает начальник порта и выход к Черному морю на таком лайнере — туда уж белорусы точно поплывут.

Станислав ЛОБАТЫЙ, «БН»

Фото Владислава ПОПЧЕНКО

СПРАВКА «БН» 

Белорусское речное пароходство как самостоятельная транспортная организация появилось более восьмидесяти лет назад. К сороковым годам прошлого столетия появились новые типы судов, их мощность и грузоподъемность увеличились более чем в два раза, улучшилось техническое состояние. С началом Великой Отечественной развитие водного транспорта остановилось. Многие работники ушли на фронт, а флот использовался для военных перевозок.

Уже после войны начались восстановление берегового хозяйства и флота, модернизация материально-технической базы речного транспорта. Флот пополнился буксирными теплоходами повышенной мощности, несамоходными судами грузоподъемностью 700—1000 тонн, комфортабельными судами для пассажирских перевозок. Заново был построен Гомельский судостроительно-судоремонтный завод, а Пинский и Бобруйский реконструированы. К 80-м годам объем перевозки грузов увеличился в 20 раз. На новой площадке в Домашицах появился речной порт Пинск, а в Мозыре построен речной вокзал.

Сейчас в составе Белорусского речного пароходства восемь портов-филиалов — Гомельский, Мозырский, Речицкий, Брестский, Пинский, речной Микашевичский, Могилевский и Бобруйский. Ежегодно увеличивается объем перевозок. Например, за навигацию прошлого года перевезено 2711,5 тысячи тонн грузов и более 186 тысяч пассажиров. Для многих белорусов экскурсии на теплоходе — излюбленное развлечение. Не случайно речные прогулки по Сожу, Днепру, Мухавцу, Припяти и Заславскому водохранилищу пользуются популярностью.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter