Нам не жить друг без друга

Страны СНГ проводят активную аграрную политику

Страны СНГ проводят активную аграрную политику


Скоро двадцать лет как произошел распад Советского Союза. Перестало существовать громадное единое государство, умерла и единая аграрная политика. Каждое новое независимое государство стало вырабатывать свои механизмы поддержки и развития сельского хозяйства. Нарушились отлаженные хозяйственные связи. Это произошло как внутри отдельных стран, так и между ними. Желание обеспечить себя твердой валютой, торговые и валютные ограничения, низкое качество товаров, производимых на постсоветском пространстве, «бартеризация» отношений, падение дисциплины поставок, подтолкнули к стремлению отдать приоритет развитию торговых отношений со странами так называемого дальнего зарубежья. Так, в Казахстане доля стран СНГ во внешнеторговом обороте сейчас составляет 26 процентов, в России — 15 процентов. Более интегрирована Беларусь — 55 процентов. Однако во всех странах пока существует тенденция к снижению доли СНГ во внешнеторговом обороте. В России за период с 2000 по 2009 годы она снизилась на четыре процентных пункта, в Беларуси — на пять.


Центробежные силы в агропромышленных взаимоотношениях подпитывались сложным экономическим положением членов Содружества Независимых Государств. Дефицитный бюджет, большая задолженность мировым финансовым институтам, сложная социально–политическая обстановка, отрицательная динамика экономики, и в том числе агропромышленного комплекса не могли стимулировать реальные интеграционные процессы.


Разнообразные документы, принимавшиеся в СНГ, оставались в основном декларациями о намерениях. Принятие многих документов сопровождалось различными оговорками.


Так, при подписании Соглашения об Общем аграрном рынке Грузия не согласилась со статьей 5, которая формулировала необходимость сначала формирования зоны свободной торговли, а затем таможенного союза в торговле товарами и услугами, закрепляла координацию политики в торговле товарами и услугами при взаимоотношениях со странами, не являвшимися участниками Соглашения. Кроме того, были отвергнуты ключевые пункты Положения об условиях создания и функционирования рынка. Казахстан не согласился со статьями по координации ценовой политики и последующем переходе к согласованной системе рыночного регулирования цен, а также по созданию, при заинтересованности в реализации совместных программ, необходимых фондов. Узбекистан фактически не согласился со статьями 5 и 6, а Украина не поддержала положения о создании таможенного союза. В результате это Соглашение фактически так и не заработало.


Реальные интеграционные процессы стали активно развиваться с начала нового тысячелетия. Для этого созрели объективные и субъективные предпосылки. Прежде всего в СНГ появились явные признаки экономического подъема. Начали восстанавливаться государственные бюджеты, сокращаться задолженность, снижаться инфляция. Макроэкономические условия постепенно приобретают устойчивость, а инвестиционный климат становится привлекательным.


Для восстанавливающегося производства необходимы рынки, в том числе и внешние. С учетом качества основной продукции, ее конкурентоспособности наиболее привлекательными являются рынки СНГ. По мере продолжения экономического подъема они будут расширяться, и надо быть готовыми к конкурентной борьбе за них в условиях либерализации торговли.


Здесь важное значение имеют и традиции, языковая близость стран СНГ.


А самое главное, пожалуй, что за десятилетия самостоятельности и независимости пришло осознание необходимости друг в друге, незаменимости и неизбежности хозяйственных и человеческих связей, их эффективности для бывших республик СССР. Как поется в одной из песен: «Нам не жить друг без друга».


Однако за прошедшие годы аграрная политика большинства стран «дифференцировалась», стала отличаться друг от друга. Так, в Беларуси сохраняется сильное административное регулирование (контроль за посевными площадями, за поголовьем скота), рыночное регулирование в России отличается от похожих механизмов в Украине и Казахстане, многие механизмы поддержки сельского хозяйства и других отраслей АПК имеют существенные отличия в наших странах. К примеру, в Казахстане успешно применяются зерновые и хлопковые расписки, которые используются в качестве залогового инструмента. В России аналогичное законодательство хотя и прошло Госдуму, но было заблокировано Советом Федерации и до сих пор «пылится» в долгом ящике отвергнутых законопроектов.


В Украине интересен опыт использования механизма поддержки сельского хозяйства посредством НДС, когда на особых счетах аккумулируются средства по оплате НДС перерабатывающими предприятиями для последующего субсидирования производителей молока и различных видов мяса (говядины, свинины, мяса птицы). В Казахстане создана развитая система поддержки государством системы микрокредитования, имеющей важное значение для развития малого и среднего бизнеса в АПК.


Во многих странах широко используется программно–целевой подход. В России он зафиксирован федеральным законом о развитии сельского хозяйства, в котором четко прописаны сроки принятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на соответствующие пятилетние периоды. В настоящее время реализуется программа на 2008–2012 гг.


В Казахстане в настоящее время действует программа развития АПК Казахстана на 2010–2014 гг. В программном подходе в Казахстане можно выделить постановку задач модернизации и укрепления системы контроля качества и оценки рисков безопасности продукции АПК, совершенствования технического регулирования.


С точки зрения использования опыта выделяется Государственная программа развития сельских территорий на 2004–2010 гг. В республике при ее подготовке были обследованы и инвентаризированы все населенные пункты. На основании этой большой работы определены конкретные мероприятия. Реализация программы — важный шаг в улучшении условий жизни в сельской местности Республики Казахстан.


В аграрной политике на постсоветском пространстве большое значение имеет поддержка сельского хозяйства. Ее объемы в разных странах СНГ отличаются. В результате создаются неравные условия конкуренции. Это препятствует нормальному развитию интеграции, и ставит страны с низким уровнем поддержки в неблагоприятное положение. Поэтому требуется зафиксировать правила оказания поддержки и ее объемов. Так, можно было бы заморозить существующий уровень поддержки и принять обязательства по его сокращению до определенного уровня в процентах от валовой стоимости отдельных видов сельскохозяйственной продукции (для поддержки, направленной на конкретные товары) и в процентах от всей валовой продукции сельского хозяйства (для поддержки, направленной на аграрный сектор в целом). При нарушении этих обязательств страны получат возможность вводить различного рода компенсационные меры или ограничения, которые выравнивали бы условия конкуренции на общем рынке. При вступлении в ВТО в качестве обязательств могут выступать условия, на которых страны присоединяются к этой организации в области внутренней поддержки сельского хозяйства.


Последние годы подтвердили значимость проблемы обеспечения продовольственной безопасности. В настоящее время страны иногда принимают нескоординированные и несогласованные действия в этой области при обострении ситуации с продовольствием. Так случилось в 2008 г. Похожая ситуация в текущем году. Представляется, что в данной области необходимы как обязательства, так и механизмы, которые решали бы возникающие продовольственные проблемы. Можно назвать и другие вопросы, которые необходимо решать для ускорения интеграционных процессов. Это развитие инфраструктуры, гармонизация законодательства, согласование транспортных тарифов, стимулирующих торговлю и кооперацию и т.д. Подобная работа должна осуществляться путем компромиссов и нахождением баланса интересов.


Сергей Киселев доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой

агроэкономики экономического факультета МГУ


МОСКВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter