Нам не забыть тех страшных дней

Все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел кровавыми дорогами войны, добывая Победу...

Все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел кровавыми дорогами войны, добывая Победу. Но в редакционной почте пока еще встречаются письма от них. Потому что эти люди, как правило, даже в своем почтенном возрасте, страдая от последствий полученных в военное лихолетье ран, неравнодушны ко всему, что происходит в мире, сохраняют активную гражданскую позицию. И даже творят! Например, Георгий Иванович Вербицкий, инвалид Великой Отечественной войны I группы, прислал нам свои стихи о родной Беларуси и ее первом Президенте, и, конечно, о том, что довелось испытать. Сейчас Георгий Иванович проживает в доме ветеранов. Был на фронте с 22 июня 1941 года по 7 марта 1945 года. После ранения получил II группу инвалидности пожизненно, что не помешало ему наработать трудовой стаж в 51 год и пройти путь от рядового колхозника до директора завода. Вот фрагменты из стихотворения Георгия Ивановича Вербицкого «Эхо войны»:


Эхо войны


...За годом год, прошло немало лет,

А, кажется, совсем недавно было.

Нам не забыть тех страшных дней, о нет!

Тем, кто прошел военное горнило.

В руины превращались города.

На месте сел чернело пепелище.

Судьею были злоба и вражда.

Справляла смерть кровавое игрище.

Вал огненный катился на восток,

Была весна сорок второго года.

Враг примерял уж лавровый венок,

Но страшен гнев свободного народа.

На бой с врагом поднялась вся страна.

И дрогнула фашистская армада.

Придет пора — получит враг сполна!

В те дни и наша родилась бригада.

В снегу мы мерзли, мокли под дождем.

Наш дом был лес, нередко голодали.

И день, и ночь вели мы бой с врагом,

Мосты и эшелоны подрывали.

А время шло, был Курск и Сталинград,

«Багратион» и флаг наш над Берлином,

Суд Нюрнберга и праздничный Парад.

Страна окрепла, стала исполином.

 

...Все меньше нас за праздничным столом,

Беднее стол, скромнее ритуалы.

И все ж искристым, пенистым вином

Нальем, как прежде, полные бокалы.

Мой первый тост — за славный юбилей,

За тех друзей, которых нет здесь с нами,

За счастье наших внуков и детей,

За здравие! За эту встречу с вами!

За Родину поднимем тост другой,

Ее расцвет, могущество, свободу,

От нас передадим поклон земной

Ее многострадальному народу.

Друзья мои, бокал я третий пью,

Чтоб наша дружба с нами не старела,

За боевую молодость свою,

Которая, как песня, улетела.

Такая, видно, доля наша,

Была нелегкою она.

Как сей бокал, так жизни чашу

Допьем с достоинством до дна.


Согласитесь, эти искренние строки трогают до слез. И напоминают, что нужно успеть помочь тем воинам, которые сегодня в этом нуждаются. Но внимания заслуживает и поколение детей войны, семьи тех, кто погиб, и все жертвы фашизма. Никто не должен быть забыт, ничто не должно быть забыто.


В этом уверен Петр Николаевич Женжарухин из д. Горы Горецкого района. Его отец ушел на фронт с первых дней войны без призыва. Ушли другие родственники...


«Мой брат пропал на войне без вести. Я его искал почти 70 лет. И вот только в 2011 году удалось установить правду о его гибели. Он попал в плен в 1941 году в июле под Житомиром. Потом был лагерь в польском Седлеце, концлагерь Штукенброкке в земле Северный Рейн–Вестфалия. Умер брат 13 сентября 1942 года, номер могилы 4385. Могила — это ров, в котором зарыты тысячи военнопленных солдат, и установлен памятник самими пленными после освобождения. Эти данные прислало мне Белорусское общество Красного Креста. Сколько перед этим было написано писем в разные организации и страны, и ваша газета, кстати, мне помогла, за что спасибо редактору Павлу Якубовичу и всем сотрудникам.


Я очень хотел бы поехать в Германию на могилу брата. Взять оттуда горсть земли, положить на могилу матери, которая сколько жила, столько по нем плакала. Из семьи больше никого не осталось. Но чтобы ехать в Германию, нужны деньги. С пенсии долго собирать, да и года уже не те. Почему бы государству не оказывать помощь в таких случаях? Ведь мой брат это заслужил».


Делает Петр Николаевич и такое предложение: награждать юбилейной медалью в честь освобождения Беларуси членов семей погибших воинов. Ведь есть аналогичный указ, касающийся семей граждан нашей страны, погибших во время исполнения интернационального долга в Афганистане. «Дело не в юбилейной медали, — пишет Петр Николаевич. — Дело в памяти не на словах, а на деле. Если жаль металла, то можно отметить открыткой».


В белорусском языке есть замечательное слово — «векапомны», незабываемый. Роман Михася Лынькова о войне так и называется — «Векапомныя днi». Да, пройдут века, но трагедия и подвиги народа не забудутся.


Мы от всей души желаем нашим ветеранам и всем, кого опалила война, крепкого здоровья и счастья в кругу близких людей. Оставайтесь такими же неравнодушными, творите и свидетельствуйте о том, что пережили. В нашей газете вы всегда найдете отклик.


Советская Белоруссия №85 (24468). Четверг, 8 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter