Нам легче пройти путь Евросоюза.

Сомнительная, а то и вовсе отравленная информационная политика должна уйти в прошлое.

Олег РУМЯНЦЕВ, президент российского Фонда конституционных реформ, кандидат юридических наук.

– Развитие Союзного государства, на мой взгляд,  должно идти в  трех направлениях. Первое – это  расширение его состава, о чем необходимо достичь стратегическую  договоренность, для чего через референдум принять основы Конституционного Акта Союзного государства и включить их в Конституцию государств-участников. Это позволит делегировать нашему союзу набор полномочий, наделить союзные органы возможностью принимать решения, имеющие непосредственную юридическую силу, наполнить еще более реальным содержанием гражданство Союзного государства.

Это требует политической воли. Для того чтобы она появилась, необходимо регулярно проводить  круглые столы, встречи, конференции и так далее, тем самым подготавливая общественное мнение. Причем в России это делать надо прямо сейчас, когда  готовится конституционная реформа. Если она сведется лишь к видоизменениям отношений между Президентом и парламентом,  в интеграционной повестке мы не продвинемся ни на шаг вперед. Поэтому в Конституцию РФ нужно ввести дополнительную главу такого же значения, как основы конституционного строя, как права и свободы, определяющую участие России в союзе государств. Это задаст перспективу Союзному государству, союзные программы будут реализовываться быстрее, бюджет будет наполняться полнее. Политические разногласия и разногласия лиц будут регулироваться в системе действующей Конституции Союзного государства, Парламентское Собрание – избираться.

Союзное государство, на мой взгляд, должно основываться на “трех китах”: военно-политический союз, платежный, включающий в себя единое экономическое пространство и так далее, и гуманитарный – свобода перемещения, обмен информацией, совместное развитие человеческого потенциала в условиях нового информационного общества.

“Многослойная матрешка” – СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Евразийское экономическое пространство и “двойка” – это сложная и шаткая, на мой взгляд,  конструкция. А Союз Беларуси, России и Казахстана – реально работоспособная структура.  Украина также могла бы стать одним из стержней нового интеграционного образования, участницей квартета. Это было бы прочнейшее межрегиональное конфедеративное образование с безусловным уважением суверенитетов, но при наличии четких отношений между союзными надстроечными органами и институтами власти и национальными органами власти – того, что уже есть в Европейском союзе. И нам легче пройти этот путь: не надо начинать с общества угля и стали, у нас есть общие реальные основания для объединения, есть пример работающего объединения.

И еще одно. Сегодня развитию человеческого измерения в рамках наших интеграционных проектов мешает иногда сомнительная, а то и вовсе отравленная информационная политика. Она должна уйти в прошлое. В этом, безусловно, должно участвовать и Федеральное Собрание РФ: его профильные комитеты должны поставить вопрос об изменении информационной политики в отношении интеграционных преобразований, в первую очередь в отношении Союза Беларуси и России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter