Нам есть чему учиться друг у друга

Недавно избранный председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке, член РОО «Белая Русь» Геннадий ПАЛЬЧИК считает, что деятельность комиссии должна носить преемственный характер.

Недавно избранный председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке, член РОО «Белая Русь» Геннадий ПАЛЬЧИК считает, что деятельность комиссии должна носить преемственный характер. То есть опираться на разработанные предыдущим составом документы и продолжать наметившиеся тенденции.

– Это в первую очередь касается Кодекса об образовании (принятый белорусским парламентом IV созыва Кодекс об образовании – уникальный для мировой практики документ. Уникальность кодекса в том, что он первый не только на постсоветском пространстве. Такого документа не имеет ни одно государство в мире. В нем собрано описание того, как работать всей системе образования: от дошкольного уровня до послевузовского образования. (Прим. – ред.), – говорит Геннадий Пальчик. – Необходимо провести комплексный анализ двухлетнего мониторинга внедрения кодекса в образовательную практику. Считаем, что необходимо обсудить с коллегами из России и Казахстана ряд принципиальных положений, которые могут быть согласованы в процессе доработки кодекса в Беларуси, а также учтены при разработке закона об образовании в России.

Второе направление деятельности комиссии связано с необходимостью разработки Кодекса о культуре, концепция которого была принята предыдущим парламентом. Третье – это оптимизация механизмов, регулирующих и сопровождающих деятельность ученых, взаимодействие научных и производственных коллективов. Три названные сферы деятельности во многом определяют развитие личности, общества и государства.

– Геннадий Владимирович, вы сразу затронули тему синхронизации законодательной базы образования разных стран. Какими еще могут быть шаги в русле дальнейшего сближения систем образования Беларуси и России, стран СНГ?

– В контексте современных интеграционных процессов одним из наиболее актуальных векторов сотрудничества в рамках Союзного государства становится развитие и гармонизация национальных систем оценки качества образования.

Мы планируем, в частности, разработать и реализовать совместные проекты, связанные с оценкой информационно-коммуникационной компетентности выпускников 9-х классов и представлением рейтинговых исследований в сфере общего среднего образования для массового читателя и других.

– Известно, что белорусских и российских исследователей и специалистов связывают тесные партнерские взаимоотношения.

–  Да, действительно. В конце сентября в Минске прошел международный семинар «Национальные экзамены и мониторинги образовательных достижений школьников: роль и место в национальной системе оценки качества образования», в котором наряду с белорусами и россиянами приняли участие представители Армении, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.

Белорусы регулярно принимают участие в семинарах, которые проводятся Российским тренинговым центром и Институтом управления образования РАО. Недавние мероприятия такого плана были посвящены проблемам оценки индивидуального прогресса школьников (проходил в апреле в городе Красноярске), актуальным вопросам проектирования и формирования рейтингов в образовании и так далее.

Одной из самых оперативных форм научного и профессионального сотрудничества стали вебинары: только с начала 2012 года белорусские специалисты приняли участие в 7 онлайн-семинарах, во время которых обсуждались перспективы и возможности использования результатов мониторингов качества образования, различные аспекты общественной оценки результатов образования (проект РИА «Новости» «Социальный навигатор») и другие.

Большой интерес педагогического сообщества вызвало предложение о создании совместной белорусско-российской научно-исследовательской лаборатории психолого-педагогических проблем образования. Деятельность подобной лаборатории могла бы обеспечить проведение научных исследований, направленных на построение системы психолого-педагогического сопровождения развития личности учащегося в условиях информационного общества.

В соответствии с решением I съезда учителей, работников образования государств – участников СНГ, который состоялся 26–27 апреля 2010 года в Астане (Республика Казахстан), была создана Международная ассоциация исследователей в области дошкольного, общего среднего и специального образования.

– Что из белорусского опыта наиболее интересно россиянам?

– Высокие оценки педагогов из России и других стран СНГ получила деятельность Национального института образования по созданию комплексного учебно-методического обеспечения организации и проведения школьных факультативов. Как известно, белорусские школы работают по типовому учебному плану, предоставляя школьникам право углубленно изучать любые предметы на факультативных занятиях. Чтобы тот или иной факультатив открылся, достаточно 5 желающих его посещать в городской школе или 3 – в сельской.

Наши ученые и методисты разработали не просто три сотни программ факультативных занятий, но учебно-методические комплексы. Таких комплексов по всем предметам типового учебного издано около 150.

Кстати, все программы факультативных занятий размещены в свободном доступе на сайте Национального института образования adu.by и активно используются не только белорусскими учителями. К нам заглядывают педагоги из России, Украины, Казахстана и других стран СНГ, причем только за одну неделю с 27 августа по 2 сентября 2012 года зарегистрировано около 6 тысяч скачиваний программ факультативных занятий.

Думаю, интерес для участников общего образовательного пространства может представлять опыт Республики Беларусь по изданию учебной литературы шрифтом Брайля. У нас налажено производство таких учебников, мы готовы выпускать дополнительные тиражи.

– Победители ежегодной олимпиады школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» пользуются правом вне конкурса поступить в профильные вузы обеих стран. А придем ли мы к тому, что и обычные школьники будут поступать в вузы обеих стран по результатам единых испытаний?

– Говорить об этом можно будет только после создания эффективной системы оценки качества образования. Сейчас никто не возьмется утверждать, что 100 баллов по ЕГЭ равны 100 баллам в сертификате ЦТ. Или «пятерка» в аттестате российского школьника равна «десятке» в аттестате белорусского.

А вот организация и проведение форумов, научно-практических конференций, конкурсов и олимпиад являются важнейшим направлением взаимодействия Республики Беларусь и России. Кроме ежегодной олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», традиционным стало проведение в Минске международных форумов русистов стран СНГ и Балтии.

Наращивание сотрудничества по формированию общего образовательного пространства государств – участников СНГ является одним из приоритетных направлений развития белорусской системы образования. Мы намерены и дальше инициировать подписание соглашений о предоставлении равных прав гражданам государств – участников СНГ для поступления и обучения в высших учебных заведениях и научных организациях; организацию сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, развитие дистанционного обучения на пространстве СНГ и развитие образования взрослых как составной части непрерывного образования.

Республика Беларусь является участницей многосторонних международных и региональных договоров в сфере образования, в том числе в рамках ООН, ЕврАзЭС и других. И эти тенденции в ближайшие годы получат развитие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter