«Нам бы справочку...»

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка учитывает не только имеющиеся диагнозы, но и резервные возможности организма
Комплексная оценка состояния здоровья ребенка учитывает не только имеющиеся диагнозы, но и резервные возможности организма

Многие родители месяцами не присматриваются к записям, которые делает в карточке участковый педиатр, а как вчитаются — хватаются за голову: «Караул! Что вы тут понаписали?!» Порой в своем негодовании мамы и папы доходят до крайности: «теряют» карточку, скрывают от врачей жалобы чада или анонимно лечат его у «частника». Словно справка в школу или детский сад — вердикт иезуита, а не документ, от которого зависит, как будет устроена жизнь ребенка в течение целого года. Провести с родителями «разъяснительную работу» мы попросили Наталью ЛобаЧевскую, заместителя главного врача по медико–социальной экспертизе и реабилитации 8–й детской поликлиники Минска, и заведующую педиатрическим отделением, главного специалиста города по медицинскому обеспечению организованных коллективов Инессу ШевЧик. В этой поликлинике справки в школу оформляют ежегодно почти 14 тысячам юных минчан, здесь знают ответы на самые каверзные родительские вопросы.

Какие бывают группы здоровья и по какому принципу ребенка относят именно к той, а не к другой?

— Речь идет о комплексной оценке состояния здоровья, которая учитывает не только имеющиеся диагнозы, но и резервные возможности организма, то есть целую совокупность факторов. I группа — это абсолютно здоровые дети. II группа объединяет тоже здоровых детей, но из «группы риска»: у них либо отягощенная наследственность (скажем, мама страдает каким–то серьезным заболеванием), либо налицо функциональные состояния, которые могут вылиться в болезнь (например, пищевая аллергия). Лечить их, как правило, не нужно, врач просто уделяет ребятам повышенное внимание и следит за выполнением рекомендаций. III группа — дети с хроническими заболеваниями, которые тем не менее успешно лечатся (это может быть, к примеру, дискинезия желчевыводящих путей или хронический гастрит). А вот IV группа означает: ухудшение состояния здоровья столь значительно, что отражается уже на качестве жизни. В основном к ней относятся дети–инвалиды.

Как «поменять» группу здоровья?

— Вопрос некорректный. Это ведь не ярлык, который автоматически перевешивается по чьему–то желанию. Нельзя рассуждать так: идет малыш в школу — «снимите диагноз», нужна справка в санаторий — «поставьте», нужно освободить чадо от выпускных экзаменов — «поставьте», приходит время поступать в вуз — «снимите». Мы, врачи, выносим обоснованное заключение, руководствуясь интересами ребенка. И родителям советуем трезво взвешивать будущие «риски». Не лучше ли сначала поправить здоровье, учась в обычной школе, а уж потом поступить в престижный вуз? Причем родителям придется потрудиться, чтобы врач перевел чадо из одной группы здоровья в другую: для этого его состояние должно существенно улучшиться. Диагноз — не приговор. Если, допустим, была дискинезия желчевыводящих путей, но ребенок прошел лечение, строго следовал всем указаниям, то спустя 2 года, после контрольного обследования, его вполне могут снять с диспансерного учета и перевести во II и даже I группу.

Не слишком ли зыбка грань между II и III группой, с которой в некоторые гимназии не берут? Что такого страшного, допустим, в хроническом насморке?

— Отек слизистой у ребенка всего на 1 мм способен на треть уменьшить поступление воздуха через нос! Если же организм не будет нормально обеспечиваться кислородом, это скажется и на успеваемости, и аукнется проблемами всего респираторного тракта, нервной системы. А вопрос о том, что ученик с III группой здоровья не может заниматься в гимназии, не должен стоять в принципе. Там, бывает, учатся даже дети–инвалиды. Мы, медики, говорим о невозможности обучения только тогда, когда школьник по состоянию здоровья не «тянет» программу, много пропускает и не может наверстать упущенное дополнительными занятиями.

Что такое группа по физкультуре и как она определяется?

— Групп по физкультуре тоже четыре. Первая, основная, рассчитана на детей, которые не имеют или имеют незначительные отклонения в здоровье, достаточную физическую подготовку. Подготовительная — на ребят с низкой физподготовкой, ослабленных после болезни. В специальную медицинскую группу входят те, у кого есть хронические недуги, то есть в основном дети с III группой здоровья. С ними должны заниматься специально обученные учителя как минимум 3 раза в неделю, причем в группе должно быть не более 8 — 12 человек. На лечебную физкультуру направляются те, кто имеет тяжелую хроническую патологию, в период обострения болезни. Но такие занятия проводятся только на базе лечебного учреждения. Группы по физкультуре — тоже система динамичная: в зависимости от состояния ребенка его могут переводить из группы в группу даже в течение учебного года.

А нужны ли вообще группы здоровья? Говорят, у нас 80 процентов детей уже чем–нибудь больны.

— Это, мягко говоря, преувеличение. Одно время действительно статистика удручала. Но сегодня в Минске общая картина выглядит так: I группа — 10% ребят, II группа — 65%, III — 24%, IV — 1%. То есть здоровых детей — абсолютное большинство. Следующая наша задача — заинтересовать учащихся и родителей, чтобы они приходили к нам не только за справкой. Для юношей 15 — 17 лет введены «паспорта здоровья», из которых сразу видно, каково состояние сердечно–сосудистой, нервной, дыхательной систем, каковы резервные возможности. Такие «паспорта» планируется ввести для всех детей начиная с 10 лет. Вскоре начнется компьютерный мониторинг здоровья подрастающего поколения, он даст возможность любому родителю в любой момент зайти на электронную страничку своего ребенка и узнать о его состоянии все, в том числе — какая у него группа здоровья или группа по физкультуре и почему. А вообще, уважаемые мамы и папы, почаще приходите в поликлинику — там и ответят на все ваши вопросы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter