Вырубка придорожных заградительных лесополос ведется не по правилам

Наломали дров. Надо исправлять ошибки

Километры незаконно вырубленных деревьев вдоль дорог. Ущерб, нанесенный природе, исчисляется миллиардами рублей. С такими фактами столкнулись специалисты Комитета госконтроля при проведении мониторинга придорожных заградительных лесополос. А началось все с публикации в нашей газете («Не рубите сплеча», «СБ» за 29 февраля), в которой шла речь о масштабной вырубке лесополос на Гомельщине. После нее по поручению Президента начались плановые проверки по всей стране. Итог — приостановлены десятки необоснованных вырубок.

После зачистки лесополос вдоль дорог нередко остаются километровые проплешины.

...Могучая техника припаркована на обочине трассы Орша — Шклов — Могилев. Идет санитарная вырубка деревьев. Но это лишь видимость. Под пилу, помимо больных и старых, попадают здоровые деревья, которые служат живым щитом как для почвы и урожая, так и для дороги, уберегая ее от снежных заносов. Выясняется: лесополосу расчищают работники сразу нескольких организаций Могилевщины, в числе которых лицей, маслозавод... Не имея на это никакого права. Ни у кого нет разрешения на подобные работы — лесорубочного билета. При этом от 96 лип и 8 берез, которые были высажены вдоль дороги несколько лет назад, остались одни пни. Дабы не привлекать к ним, свеженьким, внимание, а, по сути, скрыть следы незаконной вырубки, срезы замазали отработанным машинным маслом... По словам сотрудников Комитета госконтроля Могилевской области, только на этом участке дороги ущерб, нанесенный окружающей среде, оценивается почти в 70 миллионов рублей.

А ведь подобные случаи неединичны. Конечно, вырубка нужна. Точнее, прореживание лесополос. Ведь вдоль трасс, помимо специально высаженных хвойников и лиственных деревьев, растут и бурьян, дикий кустарник. Другое дело, что под видом зачистки уничтожается и то, что рубить нельзя.

Организации, занимающиеся рубкой, часто работают незаконно,
не имея даже лесорубочного билета.

Комитет госконтроля Могилевской области, изучив, как идет расчистка лесополос, пришел к неутешительным выводам. Прикрываясь работой по наведению порядка на земле, лесополосы прореживают настолько бездумно, что вдоль автотрасс на протяжении километров остаются проплешины. А загрязненная выбросами автомобилей земля тем временем входит в севооборот — отдается сельхозпредприятиям, и посевы оказываются прямо у обочин.

Рассказывает начальник управления контроля за работой агропромышленного, лесохозяйственного и природоохранного комплексов Комитета госконтроля Могилевской области Вячеслав Осмоловский:

— В некоторых районах предприятия не считают нужным согласовывать работы с территориальными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды. Например, под Могилевом в прошлом году многие зачистки лесополос вдоль трасс проводились без разрешения. Из 53 организаций только 3 оформили лесорубочные билеты! Да и «законные» рубки в придорожных полосах порой сводились к сплошному уничтожению деревьев. Работники одного из дорожно–эксплуатационных управлений вместо выборочной вырубки вдоль дороги пустили под корень все деревья, оставив километровые проплешины. А чтобы скрыть следы бесхозяйственности, выкорчевали и захоронили все пни.

Порой под пилу идут и здоровые деревья.

По словам сотрудников КГК Могилевской области, зачастую организации, занимающиеся вырубкой лесополос, еще и не ведут учет заготовленной древесины. Вячеслав Осмоловский продолжает:

— Защитные лесополосы быть должны, это понятно. Но в ходе мониторинга выяснилось, что с 2013 по 2015 год на Могилевщине они практически не создавались. Вдоль автодорог международного и республиканского значения за последние 3 года их протяженность увеличилась всего на 3 километра — с 910 до 913. А вдоль автодорог местного значения — уменьшилась на 4,5 километра — с 40 до 35,5. Дорожно–эксплуатационными организациями инвентаризация защитных насаждений проводилась формально, зачастую не соответствовала действительности. По сведениям Белыничского ДЭУ № 74, на построенной в 80–е годы автодороге республиканского значения Орша — Шклов — Могилев с 2004 года числятся более 5 километров снегозащитных насаждений. На деле же выяснилось, что в прошлом году около полутора километров лесополосы пустили под пилу. Еще один примерно такой же участок занят не деревьями, а травой...

В общем, дров наломали. Теперь будут делать работу над ошибками. Виновные в халатном отношении к природе понесут ответственность. Чтобы подобное не повторилось впредь. Кстати, ныне сплошная вырубка деревьев в придорожных полосах прекращена повсеместно.

Факт

Лесополосы вдоль трасс — это не только защита дорог от снежных заносов и бокового ветра. Это и защита сельхозугодий, окружающей среды от вредных автомобильных выхлопов. По статистике Национальной академии наук, на этих лесополосах оседает около 200 химических элементов и соединений! Убираются деревья — опасные вещества несет на поля, в деревни и города.

Кстати

Как показал мониторинг КГК, проблема незаконной рубки лесополос характерна для всех регионов. В свое время по стране вдоль дорог всего было высажено около 5 тысяч километров насаждений. Но за последние 10 лет их протяженность сократилась более чем в 2 раза. А это, по данным Национальной академии наук, — ежегодные дополнительные затраты зимой на защиту автодорог от снежных заносов, закупку реагентов. Не говоря уже об экологической безопасности, ведь высвободившиеся земли повсеместно вовлекаются в сельхозоборот с нарушением санитарных норм.

Например, на Гомельщине за последние 3 года вырубили снегозащитные насаждения вдоль автодорог протяженностью более 70 километров. Это 24 процента от имеющегося количества. Незаконно вырубали лесополосы и в Витебской, Гродненской, Минской областях.

olgak53@mail.ru

Фото автора и предоставлено КГК Могилевской области.

Советская Белоруссия № 70 (24952). Пятница, 15 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter