Налоговый инспектор: штрихи к портрету

Налоговая служба Гомельской области всерьез озаботилась собственным имиджем...

Налоговая служба Гомельской области всерьез озаботилась собственным имиджем. Для того чтобы совершенно точно выяснить, как ее воспринимает налогоплательщик и какие у него накопились вопросы на злобу дня, призвала на помощь науку. Социологическая лаборатория Гомельского государственного технического университета имени Павла Сухого, откликнувшись на идею, впервые в Беларуси взялась составить социальный портрет налогового инспектора.


— Как решились? — первым делом интересуюсь у инициатора — «заказчика» Галины Пашед, начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Гомельской области. — Одно дело догадываться, что думают о службе. Другое — знать слабые места, обоснованные наукой...


— Вот именно — точно знать, — продолжает мысль руководитель. — Поэтому мы и обратились к социологам, чтобы получить ту самую обратную связь, которая позволит нам взглянуть на себя со стороны и выстраивать в дальнейшем работу, максимально отвечая запросам налогоплательщика.


Анкета под условным названием «Заплати налоги и спи спокойно», разработанная вузовскими социологами, больше месяца курсировала по городам и весям Гомельской области. По словам руководителя исследования Виктора Кириенко, проректора ГГТУ имени Сухого, назвали так не из соображений устрашения, а исключительно в унисон западной философии налоговой культуры: уплатил — значит, можешь спокойно рассчитывать на социальные блага.


— Нам понравилась сама идея проведения подобного исследования, — не скрывает научного интереса Виктор Кириенко. — Прежде всего новизна — в Беларуси до сих пор никто не изучал социально–общественный аспект налоговой системы. А ведь в ее основе мощная социальная функция — поддержка стариков, детей, инвалидов, здравоохранения, образования...


Десять вопросов, адресованных респондентам, прощупывали классические болевые точки: есть ли недостатки в налоговом законодательстве и какие особенно травмируют, приходится ли сталкиваться с непрофессионализмом инспекторов, как повысить авторитет службы, встречались ли случаи коррупции... Венец всему — 90–страничный труд, выводы которого Виктор Кириенко, например, оценивает как вполне оптимистичные.


Взять хотя бы взгляд обывателя на законодательство. Почти 70 процентов респондентов отметили его доступность для понимания и заметное стремление к упрощению. А это, по мнению гомельских социологов, совсем неплохой показатель, который говорит о верности уже сделанных шагов и необходимости тем же путем двигаться дальше.


Любопытной получилась картинка восприятия людьми нравственных, профессиональных и имиджевых качеств налоговиков. Самый высокий рейтинг — почти 70 процентов — оказался у... имиджа. Иначе говоря, с точки зрения большинства населения нынешний инспектор старательно держит марку и стремится отвечать своему статусу.


— Но здесь кроется и подсказка, — Виктор Кириенко читает между строк. — Около трети респондентов это же качество оценили как среднее. Что означает: требования к налоговикам в обществе будут усиливаться, и над имиджем — дресс–кодом, моральным кодексом — нужно вплотную работать уже сегодня.


Сравнительно спокойной оказалась и «коррупционная обстановка» в налоговых рядах. Более 85 процентов опрошенных с подобным никогда не сталкивались. Остальные «иногда» или «слышали от других», «читали в прессе».


В анкетах нашлось место и совершенно неожиданным ответам. Например, для повышения авторитета службы респонденты предложили одеть налоговиков в... специальную форму — «придаст солидности и строгости». Прозвучала даже идея физической защиты инспекторов от недобросовестных налогоплательщиков...


Сейчас в областной налоговой инспекции осмысливают полученные результаты. Галина Пашед не скрывает, что открытия есть:


— Например, имидж. Да, периодически мы проводим конкурсы среди студентов, журналистов, участвуем в общественных проектах. Но очень мало рассказываем о социальной значимости своей работы, а этого, теперь понимаем, явно не хватает для формирования в целом налоговой культуры в обществе.


К слову, воспитание той самой налоговой культуры может стать новой почвой для работы гомельских социологов. Виктор Кириенко уверен: по мере взросления общества неизбежно будет укрепляться понимание, что уплачивать налоги не только нужно, но и — невероятно для нашего уха — почетно. Как, например, в Швеции, где до 80 процентов прибыли бизнес отдает в качестве налогов и тем по–настоящему гордится.


Налоговый инспектор — это:


специалист в возрасте до 40 лет;


с высшим экономическим или юридическим образованием;


получающий вторую специальность;


средний стаж работы в налоговой службе — 10 лет.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter