Налоговая система и инвестор: как найти паритет интересов

С 2005 года в Беларуси отменено 28 налогов и платежей

Что отделяет желание инвестора вложить средства в какой-либо проект от первого шага к его реализации? Решение об инвестировании. Дается оно непросто: на него может повлиять совокупность оценок специалистов, личных впечатлений бизнесмена, отзывов уже работающих на рынке инвесторов и даже слухов о том, сколь велика вероятность не прогореть, получить прибыль от реализации инвестиционного проекта. Интересует потенциального инвестора абсолютно все: стабильность законодательства и экономической ситуации, степень вмешательства государства в вопросы управления бизнесом, защищенность частной собственности, возможные риски, размеры рынка сбыта продукции и многое, многое другое. Ключевыми при этом были и остаются вопросы о простоте налоговой системы, величине налоговой нагрузки и устройстве механизма администрирования налогообложения. Насколько учитывает наша налоговая система интересы и потребности инвесторов — отечественных и иностранных? Как оценивают ее международные эксперты и почему их оценки порой разнятся? На эти и другие вопросы мы попросили ответить министра по налогам и сборам Республики Беларусь Владимира ПОЛУЯНА (на снимке).

— Владимир Николаевич, не преувеличено ли значение налогообложения и всего, что с ним связано, для принятия инвестором решения о вложении капиталов в новые проекты?

— На принятие решений инвестором оказывают влияние как налоговые, так и неналоговые факторы. Их много, они затрагивают самые разные стороны деятельности субъекта. Анализируя их, инвестор «взвешивает» потенциальную прибыль от инвестиций и возможные в процессе реализации проекта риски. Но, полагаю, одним из важнейших факторов, влияющих на решение об инвестировании, особенно если речь идет о прямых иностранных инвестициях, является система налогообложения. Здесь играет свою роль, на мой взгляд, не только, скажем, налоговая нагрузка, хотя ее величина важна для инвестора, но и в целом налоговая политика государства. Ведь по тому, насколько грамотно государство организует работу этой сферы и расходует полученные от налогоплательщика средства, можно судить о многом. Уверен, инвестор выберет страну, где на всех уровнях власти ценят профессионалов, с уважением относятся к делу, которым они занимаются, понимают трудности, с которыми предприниматели могут столкнуться, и готовы оказать содействие в их решении. Это справедливо не только в отношении налогообложения…

— Можно ли уважение, понимание, готовность оказать необходимую помощь, о которых вы сказали, исчислить в каких-либо величинах? Ведь инвестор не привык мыслить абстрактными понятиями…

— Это вполне возможно, если говорить, например, о том, как изменялась система налогообложения в последнее время. Здесь важно видеть не только отдельные, наиболее заметные изменения, произошедшие в отечественном налогообложении, но и их последовательность, преемственность, то, что совершенствование налоговой системы носит планомерный, постоянный характер. Очевидными являются упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки. Все шаги в этих направлениях тщательно прорабатываются с учетом мнений представителей бизнес-союзов, ведущих научных учреждений, практикующих бухгалтеров и экономистов организаций различных сфер деятельности.

— А конкретнее?..

— Давайте смотреть…

С 2005 года отменено 28 налогов и платежей. Налоговая нагрузка при этом снизилась более чем на 4,7 % к ВВП. В распоряжении организаций осталось более 7,5 триллиона рублей. Кардинально пересмотрены в сторону уменьшения размеры штрафных санкций. Реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы, среди которых отмечу снижение ставки подоходного налога до 12 %. Это один из самых низких в Европе показателей. В семь раз увеличились размеры налоговых вычетов для граждан.

Кроме того, можно говорить о том, что трудно посчитать, но также имеет важное значение для предпринимателей вообще и инвесторов в частности. Я имею в виду отказ от жесткой регламентации затрат, учитываемых при налогообложении; изменение организации налоговых проверок в результате дифференциации плательщиков по группам рисков. Данный подход применяется во всех странах Евросоюза, а его внедрение в республике позволило в разы сократить число контрольных мероприятий, повысив при этом их эффективность. Налоговая отчетность теперь представляется с использованием современных электронных технологий. Завершена кодификация налогового законодательства, исключившая множественность законодательных актов в этой области.

Наряду с отменой и снижением ставок налогов, проводились мероприятия по оптимизации процедур налогового администрирования и установлению режимов налогообложения, которые бы учитывали особенности национальной экономики и формы осуществления бизнеса, характерные для нашей страны. Таким образом, мы стремимся поддерживать не только иностранных, но и отечественных инвесторов.

— Можно ли говорить о том, что все это привело к созданию условий для развития деловой среды, дало возможность предпринимателям, инвесторам развивать бизнес?

— Уверен, такие условия созданы. При этом я хочу подчеркнуть соответствие созданных условий требованиям текущего момента и экономической ситуации.

В целом можно сказать: налоговая система республики по составу и механизму взимания налогов максимально приближена к стандартам развитых стран. Ее основу, как и в большинстве европейских стран, составляют НДС, налог на прибыль, налоги на собственность (налоги на недвижимость и землю), экологические и социальные платежи. Эти сравнения важны постольку, поскольку существуют общемировые тенденции развития налоговых систем. Их обобщение и анализ позволяют определить системы налогообложения отдельно взятой страны по отношению к налоговым системам других стран и точке, принятой за начало отсчета.

— Как оценивают принятые меры международные эксперты?

— Положение нашей страны определяют результаты международных рейтингов. По итогам исследований Всемирного банка «Doing Business-2011» Беларусь заняла
68-е место по индексу легкости ведения бизнеса среди 183 стран, поднявшись со 115-го места в 2008 году. Для сравнения: Россия занимает 123-е, Украина — 145-е место. Наша страна признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние пять лет и входит в тройку стран по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.

В рейтинге экономической свободы, формируемом американским исследовательским центром «The Heritage Foundation» совместно с деловой газетой «The Wall Street Journal», Беларусь находится в пятой, наивысшей, категории (в категории с самым высоким уровнем свободы — от 80 до 100 баллов) с показателем по налогообложению, равным 83,6 балла.

— Но тогда возникает закономерный вопрос: почему при такой значительной работе рейтинг Беларуси в отчете Всемирного банка «Doing Business-2011» по показателю «Налогообложение» является самым низким в мире, а страна занимает 183-е место?

— Это происходит по двум причинам.

Первая причина состоит в том, что отмена налогов проводится с одновременной оптимизацией бюджетных расходов государства, которые по объективным причинам невозможно сократить за небольшое время.

А вторая заключается в специфике методики оценки Всемирного банка. Так, при составлении отчета «Ведение бизнеса-2011» принималось в расчет налоговое законодательство страны 2009 года. Это отставание на целых два года! Соответственно не учтены основные, можно сказать, глобальные изменения, внесенные Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 г.

— Что не попало в поле зрения экспертов Всемирного банка в отчет «Doing Business-2011»?

— Много всего. Например, осталась незамеченной отмена оборотного налога (сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки) и местного налога с продаж товаров в розничной торговле. Не принята в расчет предоставленная возможность подавать налоговые декларации по налогу на прибыль и НДС и производить их уплату ежеквартально. Только при проведении следующего исследования будут учтены изменение подхода к формированию затрат, участвующих при налогообложении прибыли, и исключение из нормирования расходов на оплату рекламных, информационных, консультационных и маркетинговых услуг, представительских расходов. Сюда же следует отнести снижение налоговых ставок от реализации акций, долей белорусских организаций, по выплате дивидендов по налогу на прибыль организаций (с 24 % до 12 %), налога на доходы иностранных организаций (с 15 % до 12 %), подоходного налога с физических лиц (с 15 % до 12 %).

Объективности ради скажу, что высокий рейтинг по позиции налогообложения вовсе не говорит об уровне экономического развития страны. Первую тридцатку рейтинга занимают территории с офшорным налоговым режимом. Так, первое место занимают Мальдивские острова, 31-е — Королевство Тонга.

— Какие же позиции в рейтинге занимают страны, экономики которых принято считать ведущими?

— Ведущие европейские государства с развитой системой социальной защиты в рейтинге Всемирного банка по условиям налогообложения находятся ниже 60-й позиции. Финляндия занимает 65-е место, Испания — 71-е, Германия — 88-е, Австрия — 104-е, Италия — 128-е. Аналогичная ситуация наблюдается и по развивающимся европейским странам: у Болгарии — 85-я позиция в рейтинге, у Венгрии — 109-я, Польша занимает 121-ю строку, за ней следует Словакия, недалеко, на 128-м месте, расположилась Чешская Республика. Китай, экономический рост которого сегодня отмечают мировые эксперты, занимает 114-е место.

Страны СНГ, кроме Казахстана, занимают позицию по налогообложению ниже 100-го места: Азербайджан — 103-е, Российская Федерация — 105-е, Молдова — 106-е, Армения — 149-е, Узбекистан — 154-е, Украина — 181-е.

Как показывает анализ, более высокий рейтинг европейских стран достигнут не за счет меньшего количества самих налогов, а за счет улучшенного механизма их взимания и администрирования.

Надеемся, рейтинг нашей республики по налогообложению в отчете «Ведение бизнеса-2012» при прочих равных условиях и с учетом всех произошедших изменений повысится.

— Владимир Николаевич, вы неоднократно в ходе разговора подчеркивали системный постоянный характер происходящих в налогообложении изменений. Можете ли вы назвать основные направления совершенствования налоговой системы в ближайшие годы?

— Конечно. В 2011—2015 годах повышения эффективности налоговой системы планируется достигать за счет таких мер, как снижение налогового давления на прибыль; создание условий, позволяющих плательщикам, получившим убытки (в том числе в начале деятельности), минимизировать их за счет будущей прибыли; оптимизация состава налоговых льгот по основным налогам. Упростится порядок исчисления действующих налогов и сборов, в том числе сдаваемой отчетности. Затраты рабочего времени на ведение учета и составление отчетности будут минимизированы. Внедрение электронных систем автоматического расчета подлежащих уплате налогов на основании данных бухгалтерского учета расширится.

— Все ли в этой работе зависит только от налоговых органов?

— Процесс, о котором мы говорим, должен быть двусторонним. Необходимо соблюдать паритет интересов. Право государства взимать налоги и обязанность граждан и бизнеса их уплачивать вытекают из самой сути существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. Поскольку ответственность за социальное благополучие общества разделяется между всеми его участниками, государство ждет от плательщиков соблюдения налоговой культуры и увеличения объема добровольных поступлений в бюджет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter