Где грань между защитой прав трудящихся и политическими играми

Налоговая драма

“В этом мире неизбежны только смерть и налоги”, — говорил Бенджамин Франклин. Первый тезис сомнений не вызывает ни у кого, второй же порой пытаются оспаривать. Зря.


В последнее время в информационно-скандальные международные топы все чаще попадают и некоторые профессиональные союзы. Этим летом малые профсоюзы Карелии схлестнулись со своими более влиятельными коллегами за Дом профсоюзов в Петрозаводске. И тут же получили упрек в собственной воровитости. В Украине арестован председатель отраслевого ПС, вымогавший 100 тысяч долларов за прекращение акций протеста. Один из руководителей немецкого концерна “Сименс” осужден за передачу в виде взяток более 30 миллионов евро руководителю независимого профсоюза ФРГ.

В нашей стране, к счастью, ситуация иная. Но, судя по интернет-пиару, часто создается впечатление, что защитой интересов трудящихся заняты исключительно “независимые” (от кого или от чего?) профсоюзы. Впечатление это обманчивое по двум причинам. Во-первых, Федерация профсоюзов Беларуси (объединяет 28 отраслевых, 6 областных и Минское городское объединения профсоюзов, а численность членов профсоюзов составляет более четырех миллионов человек, или 96,5% экономически активного населения страны) отнюдь не бездействует, а отстаивает права граждан тщательно и компетентно. Из последних примеров: в Витебске сотруднику медучреждения возвращена незаконно удержанная премия, в Минске продлен контракт работнице предпенсионного возраста, в Жодино перерасчитан трудовой стаж уходящему в армию специалисту — с выплатой компенсации и дополнительным отпуском. Отраслевым профсоюзам Минщины только за первое полугодие удалось взыскать в пользу работников около 32 тысяч рублей.

Во-вторых, именно у “независимых” профсоюзов нет-нет да и дают о себе знать негативные изъяны, свойственные и некоторым зарубежным организациям.

На днях появилось сообщение, что управлением Следственного комитета по Минску принято к производству уголовное дело, расследуемое в отношении должностных лиц Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) в связи с уклонением от уплаты налогов. Ранее Комитет госконтроля обнародовал пресс-релиз: “Председатель и главный бухгалтер профсоюзной организации с целью личного обогащения открыли от имени профсоюза счета в иностранных банках, на которые постоянно поступали крупные суммы денежных средств (речь идет о сотнях тысяч долларов). Полученные деньги переводились в наличные и перевозились в республику, для чего данные должностные лица регулярно выезжали за пределы страны”.

Уголовное дело было возбуждено в отношении председателя профсоюза РЭП Геннадия Федынича и его бухгалтера Игоря Комлика. Эта новость просто взорвала байнет. Обвинению немедленно — не дожидаясь официального расследования — попытались придать политическую окраску. Хотя заместитель председателя КГК, директор ДФР Игорь Маршалов выразился по этому поводу предельно четко:

— После задержания руководителя профсоюза РЭП они (“независимые” СМИ. — Прим. ред.) голосили, будто “власти испугались” какого-то осеннего наступления профсоюзов. Но на самом деле никто ничего не пугался: шла наша обычная работа по изобличению неплательщиков налогов. И работа эта будет продолжаться. Все, кто в ладах со здравым смыслом, должны понимать, что никакой “политической подоплеки” в этом деле нет.

Увы, “независимыми” эти доводы остались незамеченными. Было проигнорировано даже мнение руководителя Белорусской конфедерации независимых профсоюзов Александра Ярошука. Ведь из его слов вырисовывается также совсем не “политическая” история:

— В их руках (следователей. — Прим. ред.), если уж говорить прямо, вся переписка, которая велась с датским профсоюзом 3F и датским министерством иностранных дел. Это была довольно громкая история, выходящая далеко за пределы профсоюзного движения.

3F — профсоюз Дании, его касса по выплате пособий имеет весьма разветвленную сеть в стране. А официальный интернет-портал — даже страничку на русском языке. Однако крайняя его избирательность в выборе зарубежных партнеров наталкивает Александра Ярошука на мысль, что 3F “работает на раскол независимого профсоюзного движения Беларуси”:

— Считаю, что в свое время я достойное решение принял не лезть в эту грязь. Но то, чего я и мы все боялись, — этот гнойник прорвался, к большому сожалению. Сегодня мне ситуация вроде бы диктует говорить, что “режим” наехал на моих людей, на мою организацию. Но надо быть объективным. Я не могу сегодня говорить про “кровавый режим” и “белых и пушистых” моих коллег. Наломали они дров.

Итак, что в сухом остатке? Одни профсоюзы — как официальные, так и независимые — занимаются своими непосредственными задачами: защищают законные права трудящихся. В этом они, кстати, солидарны и с нашим государством, также взявшим на себя часть, по сути, профсоюзных функций (разрабатывается программа трудоустройства, местным властям запрещено механически сокращать работников). Другие профсоюзы не гнушаются незаконных действий. Однако за нарушение закона всегда надо отвечать. И тут без обид — и без политики.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter