Налог на убыль

Сергей Варивода — о проблеме серых схем в бизнесе по ремонту автомобилей

По неофициальной статистике, количество предприятий в сфере малого бизнеса, хотя бы время от времени использующих в своей работе серые схемы, составляет порядка 80 %. Вообще, налоги – одна из самых больных тем для некрупных предприятий, поскольку они прямым образом влияют на прибыль компании, размеры заработной платы сотрудников. Поэтому не стоит удивляться, что время от времени бизнес пытается увиливать от их выплаты, причем зачастую грань нарушения налогового законодательства оказывается тонкой, как весенний лед. О своем видении этой проблемы в интервью «Р» рассказал заместитель председателя РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (БНПА) Сергей Варивода (на снимке).

— Сергей Михайлович, как вы оцениваете, нарушения налогового законодательства со стороны индивидуальных предпринимателей в нашей стране носят массовый характер либо же речь идет скорее о частных случаях?

— Мне сложно судить о массовости налоговых правонарушений в бизнесе. И уж точно я не стал бы вешать всех собак на ИП. Ведь теневую деятельность можно вести в любых организационно-правовых формах. Да и, в принципе, безо всякой регистрации… Но то, что малому бизнесу выживать сложнее всего, – это факт. Немалая налоговая нагрузка, обилие затратных административных процедур, собственно, и толкают малое предпринимательство «во все смертные». Поэтому БНПА всегда при постановке вопроса борьбы с теневым бизнесом заявляет и о необходимости существенного улучшения деловой среды для законопослушных субъектов хозяйствования.

Недавно в СМИ была опубликована шокирующая статистика нашей страны-соседки: около половины ВНП России создается в теневом секторе. Думаю, у нас дела обстоят немного лучше. Но проблема теневого оборота существует. Особенно в таких сферах деятельности, как строительство, автосервис, торговля, некоторые виды бытовых услуг, IT, и других. В последнее время на слуху борьба Комитета госконтроля, других фискальных органов с теневым автосервисом. Проводятся проверки, составляются планы, пишутся отчеты, но реальных побед на этом фронте немного. Львиная доля услуг технического сервиса автомобилей сегодня осуществляется в теневом обороте. Причины этого явления кроются в существовании рынка бывших в употреблении автомобилей, реализуемых перекупщиками на рынках, через СМИ, Интернет и просто друзьям, знакомым, наличии пробелов и необоснованных льгот в законодательстве, отсутствии должного контроля за развитием определенных сфер бизнеса. И, конечно, высокими издержками предпринимателя на легальное ведение бизнеса по ремонту автомобилей в нашей стране.

— Неужели проблема серых СТО может иметь стратегическое значение для фискальной системы страны?

— Я бы разделил весь автосервис на три группы: официальный дилерский, зарегистрированный независимый и осуществляемый вообще безо всякой регистрации. К сожалению, чем более ты законопослушен, тем хуже тебе живется. Если официальный дилерский сервис получает плату за ремонт автомобиля, то в ней лишь один НДС составляет 20 %. Оборотный налог на услуги для населения составляет еще 5 %. Заработная плата автослесаря этого сервиса облагается подоходным налогом в размере 12 %, а предприятие уплачивает отчислений в ФСЗН и страховых платежей еще 34,34 % от заработка. Есть и другие налоги, затраты на сертификацию, инспекционный контроль, санитарный надзор, противопожарную безопасность… С той же суммы платежа из кармана потребителя «дядя Вася» все положит в карман себе и наемному автослесарю. Владельцу автомобиля получается выгодно, потому что дешевле, «дяде Васе» выгодно, потому что он не тратится на налоги. Но какова выгода от подобного положения дел обществу?

Что хуже всего, в среде мелкого предпринимательства сегодня формируется массовая психология нигилизма общественных интересов. У отдельных групп населения неуплата налогов становится нормой. Это не порицается обществом, не осуждается окружающими. Наоборот, ты «крутой», «умеешь жить». Недавно рядом белорусских ведомств была объявлена кампания по борьбе с фирмами, где среднемесячная зарплата не превышает Br 600 тыс., или $ 200 в эквиваленте. Неужели кто-то действительно думает, что в автобизнесе работают за такую зарплату?! Сегодня рядовой автослесарь меньше чем за Br 1,5—2 млн. пальцем о палец не ударит. А профессионалы своего дела получают Br 3—5 млн. и более. Вместе с тем заплатить официально требуемую зарплату в состоянии лишь единицы — крупные компании с устойчивой рыночной позицией. Но что делать остальным: как заплатить персоналу зарплату, государству налоги, банку проценты и не разориться? Как удержать квалифицированные кадры от ухода в «гаражи»?

— Можно ли однозначно сказать, что в теневой ориентированности малого бизнеса повинны пробелы в белорусском законодательстве?

— Жесткость нашего законодательства с лихвой компенсируется необязательностью его исполнения. Скажите, использование гаража в составе ГСК для извлечения доходов от осуществления деятельности по ремонту автомобиля — это пробел или просто игнорирование существующих норм права и Устава ГСК? Или продажа на рынках запчастей «с разборки» — это пробел или умелое игнорирование дельцами теневого бизнеса требований существующего законодательства? Причем попытки решить подобные вопросы чаще всего ни к чему не приводят. Можно провести кампанию по обязательной регистрации бизнеса и установке кассового аппарата. Но кто ж его будет включать? Можно обязать предпринимателей заниматься никому не нужной сертификацией запасных частей к автомобилю. Но кто ж возьмет под контроль контрабанду?

Недавно РОО «БНПА» внесло предложение о снижении налоговой нагрузки на официальный автосервис, распространив право на эти предприятия использовать упрощенную систему налогообложения независимо от выручки, но оказалось, что этого делать нельзя. Мы предлагали внедрить систему уплаты налога с вмененного дохода. Ведь стоит раз в год инспектору МНС провести пару дней в точке продаж или сервиса – и доходы становятся более-менее понятны, но и это предложение также оказалось неподходящим. В итоге совершенно непонятно, что делать… Или по-прежнему фискальные органы будут ходить с проверками только к тем, кто налоги платит?

— Существует мнение, что белорусские ИП намеренно не переходят на новый этап своего развития и не создают производства, а предпочитают трудиться в сферах торговли и услуг исключительно из-за возможности облегченного проворачивания теневых сделок. Справедливо ли оно?

— Если государство создало льготный режим ведения бизнеса, почему им не воспользоваться? С другой стороны, у проблемы есть и социальный аспект: если вытолкнуть граждан из сферы полулегального бизнеса, то возникнет вопрос, как им работать в существующих условиях? Для ремонта автомобилей нужны производственные помещения. Сотни и тысячи в масштабах страны. Но до сих пор получить право аренды земельного участка под застройку СТО, купить или взять в аренду нечто пригодное умудряются лишь единицы. О непосильной налоговой нагрузке и административных процедурах я уже говорил. Да и, честно говоря, я не сторонник переориентации всех предпринимателей в производственную сферу. Структура современной экономики как раз предполагает доминирование сектора услуг.

Автосервис, строительство, бытовые услуги, IT – все это нужно развивать и развивать. В БНПА уверены: время решительных реформ в регулировании хозяйственной деятельности в стране уже наступило. Необходима радикальная либерализация условий ведения бизнеса. Грамотно выстроенный механизм стимулирования деловой активности граждан даст существенно больший эффект, чем любые преференции в ценах на сырье для нашей экономики. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter