Шопоголизм — результат депрессии

Налетай, торопись, покупай!

Современный человек оказался бессилен перед навязываемыми социумом искушениями, а зависимость превратилась в один из самых популярных диагнозов, которые выставляют психиатры. Алкоголь, наркотики, переедание, гаджеты, соцсети, а теперь еще и ониомания — в просторечии шопоголизм. Кстати, немецкие специалисты определили его как психическое расстройство и призывают немедленно начать разработку методов лечения. Ситуация усугубляется тем, что интернет-торговля, особенно в период пандемии, поспособствовала активизации аддикции (навязчивой потребности в определенной деятельности), приносящей проблемы миллионам людей по всему миру.

Фото Виталия Пивоварчика

Ониомания — болезненная потребность совершать походы по магазинам без четкого намерения приобрести определенный товар, желание покупать объективно ненужные вещи, осмотр большинства выставленного на продажу товара, подавленность без регулярного шопинга. Среди причин развития этого расстройства выделяют депрессию, чувство одиночества, потребность в признании. Также его связывают с иллюзией контроля над своей жизнью, иллюзией власти, жаждой адреналина и низким уровнем саморегуляции.

Непреодолимое желание что-либо покупать или тратить деньги без необходимости, ради удовольствия, ради самого процесса покупки — это и есть шопоголизм. Приобретение товаров, которые, по сути, вообще не нужны в хозяйстве, для зависимого человека становится отдыхом, развлечением и едва ли не смыслом существования.

Екатерина зарегистрировалась в одном из популярных интернет-магазинов несколько лет назад. С тех пор не проходит и дня, чтобы она не оформила какую-нибудь покупку. Пусть это будет мелочь в виде карандаша для глаз или брелока для ключей, но Катя готова часами сидеть на сайте, чтобы выбрать то, что ей нравится, да еще и по выгодной для себя цене. Акционные дни стали для девушки поводом вообще не выходить из дома, ведь есть риск проворонить удачное предложение!

Фото Александра Кулевского

— Я в какой-то степени социофоб, терпеть не могу ходить по торговым центрам, в толпе людей, общаться с продавцами. Да и времени, которое уходит на дорогу, жаль, — рассказывает Катя. — Поэтому для меня возможность заказать по интернету одежду, обувь, хозтовары и многое другое — просто подарок небес. Не заметила, как втянулась по самые уши: утро начинается с просмотра новинок, во время работы постоянно захожу на сайт с телефона, вечерами сижу в своем удобном кресле геймера, играет музыка, параллельно в открытой вкладке идет какой-нибудь фильм, а я снова закидываю в корзину отобранные товары. Однажды, зная, что в онлайн-магазине объявят день скидок, не спала всю ночь: мониторила предложения, что-то вычисляла, прикидывала. В итоге заказала столько всего ненужного — потом пришлось перепродавать или дарить подружкам. Честно говоря, большинством из того, что покупаю, я не пользуюсь. Но остановиться не могу и продолжаю заполнять шкафы вещами, туалетный столик — косметикой. Я не знаю почему, но у меня даже повышается настроение, когда я занимаюсь онлайн-шопингом. Это для меня своего рода разрядка…

Павел признается, что стал шопоголиком после развода. Долгие месяцы депрессии как-то не способствовали социальной активности, поэтому даже продукты, не говоря уже об одежде и хозтоварах, приходилось заказывать онлайн:

— Постепенно втянулся, теперь уже вообще не понимаю, как это — ходить по гипермаркетам с тележкой, тратить силы и время. Когда началась пандемия, стал себя даже оправдывать: вот какой я молодец, не тусуюсь в толпе покупателей, просто сижу дома и безостановочно мониторю онлайн-товары. А не так давно набрел на сайт для рыболовов — и понеслось! Трачу просто фантастические суммы на экипировку, спиннинги, ледобуры, зимние палатки. При этом с прошлого февраля на рыбалку не выбирался. Пару раз брал потребительские кредиты, чтобы хватило денег на очередной онлайн-заказ…

— Моя подруга Настя гордится тем, что она шопоголик, — рассказывает минчанка Марина. — Она завсегдатай популярных бутиков, приобретает одежду, которую надевает максимум 1—2 раза. Красивая состоятельная дама, руководитель в небольшой фирме, одинокая. В выходные отправляется в магазины, как на работу. Делает селфи для Instagram: счастливая молодая женщина с блестящими пакетами в руках. Она знает имена всех продавщиц в бутиках, для нее в кайф провести в примерочной полдня. В романе Чака Паланика «Бойцовский клуб» описан классический вариант шопоголизма: из-за бессонницы и ежедневной рутины на работе главный герой начал без остановки скупать мебель из каталогов. А моя Настя скупает блузки, юбки, джинсы, пуловеры, худи, кроссовки, сарафанчики… У каждого свой бзик.

Фото  pexels.com

Исследователи из Ганноверской медицинской школы Германии изучили данные 122 пациентов, обращавшихся за психологической помощью из-за слишком сильного увлечения онлайн-шопингом. В процессе наблюдения за пациентами выяснилось, что у них значительно сильнее были выражены симптомы депрессии и повышена тревожность. При этом ученые не нашли связи между пристрастием к шопингу и полом, возрастом или уровнем образования пациентов — расстройству оказались в равной степени подвержены представители разных социальных групп, пишет gazeta.ru. Впрочем, отмечают специалисты, результаты других работ показывают, что молодежь совершает покупки онлайн чуть чаще.

На данный момент нездоровое пристрастие к онлайн-покупкам не считается отдельным расстройством и в Международной классификации болезней относится к группе неуточненных расстройств импульсного контроля. Это определение подразумевает острую жажду совершать покупки и получать товары. Шопоголики приобретают больше товаров, чем могут себе позволить, захламляют дома и влезают в кредиты, но не могут остановиться. А интернет сводит трудозатраты на покупки к минимуму, делает процесс заказа доступным и анонимным, что в итоге повышает риск развития зависимости.

— Настало время признать шопоголизм отдельным расстройством и накопить знания о том, как на него влияет интернет, — считает доктор Астрид Мюллер, ведущий автор исследования. — Шопоголики приобретают вещи, которые им не нужны, которыми они не пользуются. Излишние покупки становятся инструментом регулирования эмоций — например, они совершаются в попытке получить удовольствие или избавиться от негативных переживаний. Перемещение зависимости от покупок в отдельную категорию позволит врачам и исследователям разрабатывать специфические методики лечения этого расстройства.

Татьяна Ушакевич
Заведующая психологическим отделением минского городского клинического психиатрического диспансера Татьяна Ушакевич считает, что у онио­мании есть много общих черт с поведенческим расстройством.

— Нужно понимать, что болезненное увлечение шопингом ударяет не только по кошельку, но и по психике человека, — предупреждает специалист. — Как и любая другая аддикция, будь то алкогольная, наркотическая или игровая, шопоголизм — это неумение справиться с тревогой, стрессом. У таких людей не развит адаптационный механизм, они стремятся уйти от реальности и подменить в своем сознании некоторые вещи. Бытует мнение, что шопоголизму больше подвержены женщины, но на самом деле это не так, у этой зависимости нет гендерных перехлестов.

Как понять, что вас накрыла ониомания? Обратите внимание на свои эмоции и отношение к деньгам: когда шопинг выходит за рамки редкой покупки вещей или простых безделушек для поднятия настроения, он становится опасным — вы начинаете ежедневно приобретать бесполезные товары, порой оставаясь без денег даже на необходимые вещи. Так проявляется клиническое расстройство. Однако у этого рода зависимости в отличие от химической (наркотики, алкоголь) есть ловушка: поскольку увлеченность скупкой бесполезных вещей не влияет на здоровье (а только на финансовое благополучие), человек долгое время не осознает проблему. Ему кажется, что завязать можно в любой момент. Достаточно ведь просто не включать компьютер, не кликать полюбившееся приложение в смартфоне, не заходить в любимый магазин. Увы, не все так просто. Стоит немного приуныть или испытать стресс — и вот вы уже снова «гуляете» по страничкам товаров со скидками.

— Если обнаружили у себя все «симптомы заболевания», справиться с ним самостоятельно будет крайне трудно, — предупреждает Татьяна Ушакевич. — Проблема в том, что шопинг заменил вам положительные эмоции, которые вы не в состоянии испытывать от других, гораздо более важных и полезных вещей, ушедших из вашей жизни. Например, чувствуете себя одиноким человеком после разрыва отношений или же пережили серьезный стресс, потеряв близкого родственника. Это серьезные испытания для психики. Поэтому самое грамотное решение для шопоголика — обратиться за помощью к психологу. При лечении от ониомании пациентам рекомендуют максимально избегать походов в магазины, избавиться от кредитных карт, отправляться за покупками со списком необходимых товаров и вести учет трат (сегодня это удобно делать при помощи смс-уведомлений о списании средств с банковской карточки и информации об остатке на счете). Кроме того, под запретом внеплановые покупки акционных товаров или предметов из новых коллекций. Очень важно планировать и исследовать рынок, чтобы забыть о спонтанных покупках, а также приучить себя к мысли, что скидка даже 90 % — не повод приобретать вещь, которая для вас абсолютно бесполезна.

В ТЕМУ

Фото Ивана Яривановича
По мнению врачей из медицинской страховой компании Techniker Krankenkasse Нижней Саксонии, чаще всего ониомания развивается на почве недостатка внимания, чувства одиночества и внутренней пустоты, потребности в признании и любви, а также в период депрессии из-за разлуки с любимым человеком.

Почти у всех шопоголиков отмечают:

низкий уровень саморегуляции. У таких людей снижена возможность компенсации неблагоприятных личностных особенностей для достижения поставленной цели. В сочетании с индивидуальным предпочтением объекта покупки это может порождать зависимость;

жажду адреналина. Организм быстро привыкает к адреналину и начинает нуждаться в еще больших его дозах. В магазине можно тоже получить дозу адреналина — принятие решения о покупке и возможное разочарование являются микрострессами;

иллюзию власти. Покупаются не столько вещи для личного потребления, сколько некие атрибуты власти, в том числе в форме отношения продавцов к покупателю: уважение, услужливое обращение, льстивые похвалы, фирменные пакеты для покупок;

иллюзию свободы и контроля над своей жизнью. Ониомания снимает у шопоголика депрессию и тревогу, повышает самоуважение и уверенность в себе — он может купить то, что сейчас захотелось, а не то, что рекомендовали или что просто необходимо. И человек получает ощущение свободы от покупок, даже если вещи ему не нужны.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter