Налетай, не скупись покупай живопись!

Корреспонденты «СБ» побывали во всех самых «картинных» местах Минска
Корреспонденты «СБ» побывали во всех самых «картинных» местах Минска

И подумать не мог, отправляясь на редакционное задание, что потрачу столько времени и энергии на пустяковину. Казалось бы, делов–то — картину купить. Современную, но не шокирующую. Недорогую, но изящную. Жанровую, но можно и пейзаж. Что может быть проще? Ан нет... Самый главный вопрос, пожалуй, «где?».

От виртуальных поисков в Интернете, конечно, пришлось отказаться сразу — единственный магазин в байнете, торгующий картинами, «вывесил» на сайте около 20 натюрмортов и пейзажей художников столь же малоизвестных, сколь и бесталанных.

Для начала я отправился на Октябрьскую площадь — к минскому вернисажу под открытым небом, в простонародье именуемому «плешкой». Ходил–высматривал битый час, но ничего стоящего так и не нашел. Разумеется, плохоньких копий Айвазовского, Шишкина и Саврасова тут несметное количество. Как, впрочем, и похожих как две капли воды друг на друга пейзажиков, срисованных скорее всего с одних и тех же открыток или фотографий. Художественный ширпотреб, словом. Увы, рассчитывать на то, что наткнешься на шедевр белорусского Модильяни, не приходится — уважающий себя живописец вряд ли принесет сюда работы. Зато цены не так кусаются, как у «галерейщиков»: в зависимости от размеров стоимость картин колеблется от 30 до 250 — 300 долларов.

— Сама никогда ничего на вернисаже не покупала и другим не советую, — говорит коллекционер живописи Алла Анатольевна. — У хорошего художника на написание полотна уходит от трех месяцев до года. Холсты же, выставленные на «плешке», как пирожки пекут, буквально за 2 — 3 недели. Нет в них изюминки, авторского стиля. Человек сведущий сразу видит, что дело поставлено на поток. Обычный покупатель этого, к сожалению, не замечает. Вот и отстегивает большие деньги за картины–однодневки, которые через десять лет и ломаного гроша стоить не будут. Даже экономически это невыгодно!

Покупать живопись на улице рискованно еще по одной причине. Например, на морозе краска может потрескаться. Поэтому, если все же решитесь взять что–нибудь на «плешке», внимательно осмотрите поверхность картины — на красочном слое не должно быть осыпей, сколов и трещин, а на холсте — вмятин.

Кстати, самих авторов картин, выставленных на вернисаже, вы вряд ли найдете, чаще они нанимают торговцев, имеющих весьма отдаленное отношение к искусству. Одна из таких дамочек с ученым видом истово убеждала меня, что знаменитые «Подсолнухи» написал Дали, а не Ван Гог, другой «ценитель» живописи в разговоре постоянно путал двух импрессионистов — Клода Моне и Эдуарда Мане.

Будьте готовы к тому, что даже школьного учителя рисования будут позиционировать как величайшего мастера, работы которого якобы пользуются невероятным спросом и в Беларуси, и за рубежом. В ход пойдут избитые штампы про животворную энергетику, исходящую от его картин, посоветуют прислушаться к внутренней музыке и, конечно, намекнут, что вот–вот придет ушлый дядька, который час назад обещал купить, по меньшей мере, пять.., нет, десять полотен (и приглянувшуюся вам в том числе!). Мой вам совет: дайте продавцу выговориться, а когда красноречие иссякнет, обстоятельно его расспросите, где выставляется художник, какое у него образование, участвовал ли он в международных конкурсах.

Какой пассаж!

Вообще–то галерей в Минске не шибко много. С десяток, может, и наберется. Абы кто там не выставляется — сплошь народные художники, члены Белорусского союза художников, их ученики. Ну и цены на картины соответствующие — от 100 тысяч до 5 миллионов рублей. Стоимость зависит, во–первых, от известности автора, во–вторых, размера картины и, наконец, сложности жанра, в котором она выполнена. Акварель это или масло, по сути, не так важно.

По наблюдениям «галерейщиков», традиционно чаще покупают пейзажи и натюрморты, иногда берут графику, но скептически поглядывают на полотна авангардистов. Гонятся за громкими именами, хотя в истории немало примеров, доказывающих, что это проигрышный вариант. Скажем, Ван Гог умер непризнанным, в нищете, а сейчас на «Сотбис» и «Кристи» за его картины дают миллионы долларов. Еще одно неверное представление, дескать, чем выше цена, тем лучше работа. Это не так. Стоимость, как правило, определяет сам художник.

Микромир на холсте

Как правильно выбирать картину? Кому бы из людей искусства я ни задавал этот вопрос, в один голос твердят: «Она должна нравиться только вам, и никто не вправе навязывать свое мнение». Вкус у всех разный, соответственно и выбирает всяк по–своему: вертят полотно и так и эдак, смотрят с разных ракурсов, фотографируют, чуть ли не на зуб пробуют холст и только в последнюю очередь обращают внимание на то, что, собственно, на нем изображено. Кто–то подбирает под цвет обоев, мебели, занавесок...

— Нельзя забывать, что картина — это микромир, она априори самодостаточна, — рассказывает искусствовед Галина Богданова. — Вы можете поменять мебель, перекрасить стены, повесить ее вообще в другую комнату, и, поверьте, в новом интерьере она «заиграет» совсем по–другому.

Многое зависит и от того, где именно будет красоваться ваше приобретение. Согласитесь, в детской даже лучшие образцы творчества немецких экспрессионистов будут выглядеть, мягко говоря, нелепо. А вот копии натюрмортов раннего Сезанна превосходно впишутся в вашу маленькую кухоньку.

Сделать копию с картины с охотой возьмутся студенты Академии искусств: и вам дешевле, и для «студиозусов» солидная прибавка к стипендии. Не исключено, что они справятся с задачей даже лучше, чем их учитель. Ведь не каждый состоявшийся художник со своей сложившейся манерой захочет вникать в то, что хотел сказать своим творением Веласкес или Филонов.

Если вы всерьез надумали купить картину в галерее, не спешите распрощаться с рубликами. С художником можно договориться о более приземленной цене в приватной беседе, это не считается чем–то из ряда вон (порой стоимость завышена даже умышленно). А телефончик мастерской спросите в галерее — уж поверьте, не откажут. В процессе общения с мастером непременно выяснится, что у него в «загашнике» имеется еще несколько любопытных вещей. Можно, в конце концов, попросить написать портрет. Для потомков. Вот только согласится ли сам маэстро?

— А почему бы и нет? — пожимает плечами научный сотрудник одной из минских художественных галерей Елена Пушко. — Ведь это никогда не давило ни на Рембрандта, ни на Гойю. Все–таки мы живем в эпоху рынка. И сейчас зачастую приходится действовать по принципу: «кто смел, тот и съел».

К слову, то, что в живопись выгодно вкладывать деньги, смекнули на заре перестройки, когда в Беларуси только–только стали появляться богатые люди. Как–то в художественный салон на нынешнем проспекте Скорины пришел один из «новых» и заявил, что хочет купить живопись, речь шла не о двух и даже не о десяти картинах. Он завел знакомства со многими живописцами. Покупал все — акварель, масло; пейзажи, натюрморты. Картины тогда продать было крайне сложно, и художники были только рады привалившему счастью. Теперь у ценителя изобразительного искусства одна из самых богатых коллекций в Беларуси. Ее оценивают в несколько сот тысяч долларов США...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter