Накрылись трехлитровой банкой?..

Комитет государственного контроля подвел итоги комплексной проверки консервных предприятий. Цифры оказались удручающими. Сотрудники КГК практически не обнаружили позитива. Особенно относительно производства в стране соков и детского питания

«Безвыходных ситуаций не бывает», — любил говаривать барон Мюнхгаузен. Конечно, этот немец был приличным выдумщиком, и в находчивости ему не откажешь. Большой дефицит такого качества наблюдается у топ-менеджмента отечественной консервной плодово-овощной отрасли. Понятное дело, есть предприятия, которые постепенно находят свою нишу на рынке, но «в среднем по больнице»… Впрочем, по некоторым показателям дело пахнет реанимацией. Недавно Комитет государственного контроля подвел итоги комплексной проверки консервных предприятий. Цифры оказались удручающими. Сотрудники КГК практически не обнаружили позитива. Особенно относительно производства в стране соков и детского питания. Хотя есть и соответствующие государственные программы, в ряде случаев на реконструкцию производства выделены большие суммы из бюджета, но отечественные соки не спешат «переливаться» в удобные для потребителей тетрапаки, а по-прежнему остаются в пузатых трехлитровых банках. Встречаются исключения, но они не многочисленны…

Перечень нарушений, выявленных сотрудниками Госконтроля, внушительный. Причем большинство из них глобальные: несоблюдение санитарных норм, использование сомнительного сырья, выпуск нестандартной продукции… Словом, фактов, чтобы отбить аппетит, оказалось предостаточно. Многие неудачи консервной отрасли привыкли списывать на старое оборудование. Мол, установили его при царе Горохе, как с такими основными фондами успехов добиваться... Но сегодня это оправдание уже не проходит логические фильтры. На иных предприятиях, в том числе и за счет значительных бюджетных финансовых вливаний, установлены современные линии европейского производства. Но это оборудование и на половину мощности не всегда работает. Зато склады чаще всего загружены под завязку. В среднем запасы готовой продукции у «консерваторов» эквивалентны 3-месячным объемам выпуска.

Говорить о финансовой стабильности, понятное дело, не приходится. Согласно данным КГК, за 9 месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года прибыль предприятий консервной отрасли уменьшилась на 40 %, прямые убытки выросли на 25 %, просроченная дебиторская задолженность увеличилась на 40 %, просроченная кредиторская – в полтора раза… Возможно, по итогам года цифры будут более «приличными», но кардинально ситуация на последний квартал ушедшего года навряд ли изменилась. И основная причина таких результатов, по мнению проверяющих, — неконкурентоспособность продукции. Потребление соков-то в стране растет, спрос на них увеличивается, а вот доля рынка отечественных производителей остается весьма скромной – 40 %. Каждая вторая баночка детского питания, проданная в розничной торговле, импортная. Государственное задание по этим видам продукции последние два года выполняется только на 60—70 %.

На мой взгляд, основная проблема отрасли – позиция руководства. И на местах, и отраслевого. На коллегии КГК заслушали и проверяющих, и проверяемых. Последние признавали некоторые недочеты, но за провал выполнения госпрограмм отвечать не хотели, а привычно пытались перевести стрелки на другие ведомства. Почему-то решительные меры должно принимать Минэкономики. Традиционно плохой Минторг: не обеспечивает продвижение продукции в розницу. Да и в гипер-, супермаркетах, и в универсамах отечественные консервы есть, но продавцы «саботажничают»: не выставляют трехлитровых «пузатиков» на самые видные места, а отводят нижние полки. Даже журналистам досталось: мол, плохо рекламируем мы отечественную продукцию. Странная претензия: не приходилось слышать, чтобы СМИ отказывали клиентам в размещении рекламных материалов. Хочется за бесплатно? Увы, поставщики бумаги и типография у газет денег просят…

Интересная реакция на критику. Причем у частных белорусских предприятий почему-то таких глобальных сложностей не возникает. Две такие компании производят 80 % соков от общих объемов выпуска этой продукции в Гродненской области. И место их продукция на магазинных полках находит, и покупателя. Потому что предприятия работают, стараются, понимают: никто их тянуть не будет. Не выдержат конкуренции – прогорят и потеряют свои капиталовложения. А поэтому и соки разливают в тетрапаки, а не в «оборотную» тару с обжимной крышкой, в большинстве случаев почему-то ржавой.

Нельзя не согласиться с некоторыми членами коллегии Комитета государственного контроля, которые предложили не рассматривать каждую проблему по отдельности, а разрешить ситуацию в комплексе – попросить освободить кресла чиновников, ответственных за развитие отрасли. Ведь уже сколько лет что-то меняется к лучшему лилипутскими шагами. А на рынок-то Беларуси уже гулливеры пришли. Почти каждая вторая упаковка сока на отечественном рынке – российская. И украинцы не дремлют. Почему соседи смогли наладить достойное производство? Стартовые-то условия были одинаковые, в «стекло» соки разливали во всем бывшем Союзе. Просто соседи работали, а не жаловались то на торговлю, то на покупателей. И квот не ждали. «Секрет фирмы» раскрыл мне один украинский топ-менеджер: контроль учредителей за выполнением экономических показателей предприятиями там хорошо налажен. Владельцы компаний долго объяснений не слушают, если появляются убытки. В лучшем случае весь директорат за дверь выставляют в 24 часа. А могут и вывезти за город, «поговорить»… Жестко, но действует эффективно. Поэтому перед тем, как сесть в теплое кресло, многие директора задумываются: справятся ли они? Приходит ли такой вопрос в головы отечественным руководителям консервной отрасли?..

Не решусь ответить. Работа на предприятиях организована на принципах, устаревших еще полвека назад. Как будто конкуренции и нет вовсе. Как заявил один руководитель: «Нет в отрасли стратегии, не знаем что делать. Бизнес-планы по 4 раза переписываем – нащупываем верный путь…»

Подход, конечно, интересный. Но с ним не спасут ни инвестиции, ни даже глобальное обновление основных фондов. Рынок-то плодово-овощных консервов за последнюю пятилетку изменился кардинально. С сегментом соков по жесткости конкуренции могут сравниться только рынки пива, жевательной резинки, табачных изделий, моющих средств… Выбор у покупателя огромный, полки пестрят этикетками и раскрученными «сочными» брендами. А владельцы торговых марок заказывают комплексные маркетинговые исследования у специализированных агентств, чтобы четко представлять чаяния потребителя и его предпочтения. Начиная от вкусовых и заканчивая объемами наиболее ходовой упаковки. Но даже обладая этой информацией, на отечественном рынке везет далеко не всем иностранным производителям. Одни успешно входили в розницу, но допускали различные ошибки и покидали рынок. Причем исчезала с полок продукция компаний, которые вкладывали немалые средства в ее маркетинговую поддержку, имели в Беларуси грамотных партнеров-дистрибьюторов, применяли технологии мерчандайзинга…

В любом случае, чтобы потеснить таких конкурентов, необходимо не идти на ощупь, а продумывать бизнес-план до мелочей: начиная от экономики предприятия и заканчивая оформлением упаковки и рекламным слоганом. Но о таких изысках на государственных предприятиях консервной отрасли задумываются, судя по всему, не часто. Проще по старинке. Но у каждого времени и эпохи    свои «продуктовые» предпочтения и свои герои. Возможно, главная проблема не в белорусских соках, а в людях, которые их делают. Не в простых работниках, конечно, а в руководителях…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter