Необоснованное посредничество в агропромышленном комплексе существенно повышает цену конечного продукта

Накрутки с… накруток

Посредники. Они есть в любой экономике. Более того, в определенных ситуациях без них не обойтись. К примеру, чтобы доставить товар потребителю как можно быстрее. Но там, где доля государственного сектора высока, они приносят больше вреда, чем пользы. На VI Всебелорусском народном собрании Президент еще раз поднял тему посредничества во многих отраслях. По его словам, недобросовестные частники этим злоупотребляют. Среди прочих эту же тему Глава государства обсуждал на мартовской встрече с Председателем Комитета госконтроля Василием Герасимовым и четко тогда обозначил задачу: рассмотреть все аспекты и ненужное посредничество исключить.


Ситуацию с недобросовестными игроками рынка Комитет государственного контроля мониторит уже не один год и приходит к выводу, что они встречаются во всех отраслях: ЖКХ, медицине, транспорте. Остановимся на сельхознаправлении. Так, Комитет госконтроля Могилевской области на протяжении 2020 года провел ряд проверок, изучив работу 15 государственных организаций региона. Выводы и обобщения, к которым пришел ревизионный орган, весьма интересны.

Лишние звенья в цепи

Приводим лишь несколько свежих фактов. ОАО «Кировский райагропромтехснаб» с 2018 по 2020 год покупало у частной компании премикс, цена на который варьировалась от 2,53 до 4,07 рубля за килограмм. У непосредственного же производителя в Минской области его стоимость составляет всего 2 рубля. Зачем платить больше? Или еще пример. ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» через посредника закупало лотки для печенья. В итоге переплата составила более 200 тысяч рублей. Надбавка посредника достигала 60 процентов от цены отечественного производителя!

— Как видно, покупают дорого. По нашему мнению, если бы сделки совершались прозрачно, с интересом и заботой о родном предприятии, их суммы были бы заметно ниже, — отмечает начальник управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Могилевской области Вячеслав Осмоловский.

В большинстве случаев, по мнению Вячеслава Михайловича, закупки грамотно документируются. Если конкурс, то он состоялся, если нет — на то были причины, разводят руками руководители. К тому же не стоит забывать, что положение о закупках не распространяется на сделки с товарами для собственного производства юрлиц, расположенных на территории средних и малых городов, сельской местности. А в Могилевской области это вся территория, за исключением самого Могилева и Бобруйска. Это значит, что все предприятия, которые находятся в других городах, имеют право не проводить конкурс, покупая товары за счет собственных средств.

Утром шины, а деньги — потом

Отметим, что вопросы посредничества в АПК имеют немного отличную от других причину. Специфика отрасли в том, что в ней широко используются неденежные формы расчетов. Ведь, что греха таить, многие сельхозорганизации и перерабатывающие предприятия закредитованы.

Рассмотрим более детально ситуацию с ОАО «Заднепровский межрайагросервис», которое тоже попало в поле зрения КГК. Эта организация занимается ремонтом сельхозтехники, двигателей, узлов и агрегатов, а также поставкой запчастей. Но при этом, по данным Комитета госконтроля, так называемый узаконенный посредник значительные объемы расходных материалов и комплектующих покупает у иных посреднических структур. Например, приобрел российские колеса у частного предприятия. В итоге до аграриев шины «доедут» с накруткой в 1,8 раза. «Зачем проходить такие круги?» — задается вопросом Вячеслав Осмоловский. Его напрямую адресуем руководству райагросервиса. У директора Олега Грудова своя правда.

— Посредник дает товар с отсрочкой, — апеллирует Олег Александрович. — А «Белшина» работает только по предоплате. При этом товар можно ждать и 10, и 20 дней. А частник сам доставит. Да, в прошлом году мы купили для сельхоз- и грузовых машин российские шины — от силы один десяток на 7,9 тысячи рублей, а у «Белшины» — на 529 тысяч рублей. С ценами тоже не все так просто: стоимость одного и того же размера крупногабаритных шин в зависимости от технических характеристик может значительно варьироваться. Еще нюанс, с которым столкнулись. С бобруйским заводом договорились о поставках, две недели назад внесли предоплату в 200 тысяч рублей, а колес до сих пор нет. А ведь у нас техника, которую сегодня ждут в полях. Шины нужны были еще вчера. Что касается посредников: пытались заключать договор напрямую с российским заводом, но те отправляют нас к представителям, которые работают в Беларуси.

Но вот что любопытно. Директор не договорился с заводом-изготовителем, а с коммерческой фирмой, которая купила эти шины еще у трех (!) таких же посредников, смог. В итоге агросервис переплатил более 600 рублей.

Капля масла дорого стоит

По оценке Комитета госконтроля, более широкое использование инструмента централизации закупок — разумный шаг в экономии средств и борьбе с посредничеством. Он позволит решить проблему импортозамещения за счет выхода на отечественных производителей, а не на поставщиков-посредников, как это нередко происходит на практике.

С учетом внесенных КГК Могилевской области предложений в регионе активизирована работа по централизации госзакупок для нужд исполкомов и подчиненных им организаций, что дало возможность в прошлом году получить экономический эффект на сумму более 700 тысяч рублей.

Но вот еще один факт от Комитета госконтроля. В этом году хозяйствам региона будет централизованно поставлено моторное масло, закупленное у польской фирмы, накрутившей на него 82 процента. В результате суммарная наценка для агропредприятий составила 96 процентов! Для чего нужно прибегать к услугам структур, из-за которых вырастает стоимость конечного продукта?

— Если говорим про централизацию как средство борьбы с посредничеством, то те, кто «назначает» «узаконенного» посредника, должны обеспечить, чтобы у него было максимально дешево, надежно и прозрачно, — отмечает Вячеслав Осмоловский. — Да, порой без услуг частника им не обойтись, как в случае с моторным маслом, к примеру. Действительно, есть машины, которые находятся на гарантийном обслуживании, и по технормам в них можно заливать только определенный вид масла. Тот же «Нафтан» не всегда может обеспечить такую потребность.

Доля таких закупок у посредников порой невысока. К примеру, одно из проверенных КГК предприятий в прошлом году купило у «Нафтана» 326 тонн масла на сумму 587 тысяч рублей, а у авторизованного дистрибьютора польской фирмы — всего 2,3 тонны. Казалось бы, капля в море. Но даже она, отмечают в комитете, влияет на экономику предприятия. За такой «мелкой» сделкой стоят вполне себе живые деньги — 24 тысячи рублей, которые лишними не бывают.

Правило трех рукопожатий

Одна из составляющих экономики животноводства — это корма. Что-то сельхозпредприятие производит само, однако от некоторых покупок, как ни крути, не уйдешь. Взять комбикорм. Он должен быть сделан на специализированном предприятии по всем технологическим нормам. И главное — содержать добавки, чем и отличается от размолотого зерна. Пока в Беларуси такие витамины и аминокислоты не производятся. Но есть известный поставщик, с которым работает большинство наших сельхозпредприятий. Однако почему-то некоторые ищут более сложные пути. Так, ОАО «Климовичский комбинат хлебопродуктов», отлично зная о таком импортере, покупало добавки через три структуры. Итог: цена выросла в 1,5—1,8 раза.

В то же время закупка этих товаров напрямую позволила бы предприятию только в январе — июне прошлого года сэкономить более 538 тысяч рублей. А это — 6 процентов себестоимости комбикормов!

Директор Климовичского комбината хлебопродуктов Валерий Дворкин такое положение дел объясняет просто — посредник работает с отсрочкой платежей:

— А тот крупный импортер такие преференции не предоставляет. Более того, один неплатеж — и они тут же переходят на предоплату.

— Но ведь предприятие переплачивает посреднику немалые деньги, — добавляет, в свою очередь, Вячеслав Осмоловский. — А за счет оптимизации закупок могло бы снизить затраты на себестоимость своей продукции и нарастить прибыль. А значит, купить добавки значительно дешевле, пускай и без отсрочки.

Вместо эпилога

Точку в некоторых из этих ситуаций поставят компетентные органы. Вячеслав Осмоловский добавляет, что прорабатывается предложение определить критерии необоснованного посредничества, например, установив предельную оптовую надбавку к цене производителя. Также по аналогии с порядком государственных закупок следует разработать единый нормативно-правовой акт, который будет регулировать их порядок за счет собственных средств.

— Если бы производящие закупку работники исходили строго из интересов предприятия, то, уверен, пресловутая «невидимая рука рынка» давно минимизировала бы посредничество. Особенно если бы у предприятий агропромышленного комплекса появились живые деньги, — уверен Вячеслав Михайлович. — Однако и производителям есть над чем задуматься. В первую очередь более активно включаться в работу, быть гибкими и быстрыми, постоянно работать над расширением ассортимента. Тем самым они не будут уступать свой доход посреднику.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter