У Беларуси есть потенциал для экспорта компетенций в сельском хозяйстве и переработке

Накормим качественно и вкусно

А ведь если разобраться, мы вкусно живем. Может, у нас не растут апельсины-мандарины и мидии в озерах не водятся, но молочка, мясная продукция, кондитерка — полки заполнены широчайшим ассортиментом отечественных производителей. Вполне доступных по цене и, что самое главное, высокого качества. В век бурного развития пищевой химии это дорогого стоит. И немало наших гостей с удовольствием гурманствуют сыром, колбаской и конфетами, которые для нас являются повседневной обыденностью. А у них вызывают восхищение. Собственно говоря, и на Западе, и на Востоке прилавки не пустуют. Но с натуральностью и вкусовыми качествами иной раз возникают вопросы (к сожалению, бывает и с безопасностью). Конечно, мы щедро делимся своими достижениями и экспортируем наши продовольственные товары по широкой географической дуге. И продолжаем закрепляться на иностранных рынках. Но у любых поставок за рубеж по разным причинам существует свой предел. Не логично ли переходить от чистого производства к формированию аграрных и перерабатывающих холдингов, которые бы экспортировали не только продукцию, но и технологии? И это направление смогло бы стать существенным доходом для страны.

SB.BY

Есть на Западе и удачные решения. И транснациональные продуктовые корпорации, наверное, являются тем примером, который не мешало бы перенимать. Они зарабатывают по всему миру прежде всего на своих технологиях и брендах. Хотя непосредственно у себя на родине продукции производят относительно немного. А ведь у нас в сфере сельского хозяйства и переработки накоплены очень неплохие компетенции. И их можно продавать не хуже, возможно, даже выгоднее, чем готовые продукты питания.

На продовольственном рынке происходят две противоречивые тенденции. С одной стороны, котировки на продовольствие остаются достаточно высокие. Хотя от региона к региону ситуация изменяется. И весьма значительно. Все-таки сельскохозяйственная и пищевая продукция в последние годы наиболее подвержены различным ограничениям на международных рынках. Тарифные и нетарифные барьеры вносят существенные шумы в ценообразование. Поэтому говорить о некоем глобальном рынке продовольствия уже наивно. Но население Земли продолжает увеличиваться, поэтому спрос на продукты питания будет расти. Да, демографический взрыв в большинстве своем происходит далеко не в богатых государствах, которые не всегда могут позволить себе сытую жизнь. Но, как бы то ни было, пристроить продовольственные товары пока представляется возможным.

Другой вопрос, что государства побогаче, поустойчивее, в том числе дружественные Беларуси, так или иначе ориентируются на достижение продбезопасности. И стараются в тех сегментах, в которых позволяют климатические условия, достигнуть самообеспечения. На это нацелена и Россия, и Китай, и Индия. И даже государства Персидского залива. Конечно, в их засушливой местности развить эффективное земледелие сложно и дорого. Но эти страны инвестируют в зарубежные сельхозактивы. Стремятся пускай и на чужой территории, но выпускать свою продукцию. И, естественно, все поддерживают своих производителей. Пока ниши для маржинальной продажи продовольствия есть. Но будут ли они такими же широкими в среднесрочной перспективе? Конечно, мы умеем конкурировать. Но слишком высокая насыщенность спроса приводит к снижению рентабельности. Не логично ли провести ревизию и диверсификацию нашей продовольственной отрасли и начинать ее выводить на новый уровень?!

Существует еще одна объективная реальность: сельскохозяйственные площади у нас ограничены. Мы практически используем все угодья. Да, есть еще некоторые резервы в части развития мелиорации, внедрения новых технологий и повышения урожайности. Тем не менее сырьевая база — категория конечная. Трудовые ресурсы у нас тоже ограничены. Если страна выйдет со своими продуктовыми брендами по широкой географии, то хватит ли ресурсов для удовлетворения возможного спроса? Тем более что продвижение на иностранных рынках (да и на внутреннем) торговых марок — дело достаточно затратное. Чтобы их окупить, необходимы соответствующие объемы поставок.

Не логично ли в развитии пищевой и сельхозотрасли переходить к стратегиям крупных транснациональных корпораций? Они создают зонтичные бренды, концентрируют на их продвижении мощные ресурсы. Хотя в их портфелях присутствуют и многочисленные торговые марки.
«Белорусские продукты» вполне могли бы стать ключевым брендом. Говоря объективно, даже наши флагманы пищевой промышленности в рамках крупных рынков кажутся не такими уж и большими. И консолидация усилий пошла бы на пользу. 
Вторая особенность транснационалов — использование местных ресурсов. Фактически это продажа компетенций. Иногда строят предприятия с нуля, в других применяют совместные предприятия или глубокое партнерство на основе лицензионного или контрактного производства. И это направление тоже приносит неплохой доход. При этом диверсифицируются риски. И такая экспансия вызывает меньше раздражения на иностранных рынках у местных властей по сравнению с чистым импортом. Будем реалистами: при нынешних геоэкономических и политических перипетиях даже каждый регион старается продвигать своих производителей. Партнерство в той или иной форме повышает привлекательность присутствия иностранной компании на рынке.

Мы уже неплохо научились производить и даже продавать свои продукты питания. Теперь, наверное, пришло время начинать экспортировать и технологии. Конечно, эта тема требует глубокой проработки. Но, подозреваю, что на наши компетенции нашлись бы партнеры-покупатели в России, Китае и других регионах.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter