За 4 года белорусы стали покупать в 10 раз больше товаров зарубежом

Накликать налог на покупки

Действительно ли так угрожают благополучию местных производителей зарубежные интернет-магазины
Прошли те времена, когда интернет-шопинг был для белорусов чем-то запредельным и непонятным. Наши соотечественники, пощелкав пальцами по клавиатуре, заказывают еду, бытовую технику, обувь и одежду. Немало среди покупателей и поклонников зарубежных интернет-площадок. Сегодня посылки из Китая, США, России тоннами летят, плывут и едут к белорусским покупателям. Рост количества международных почтовых отправлений (МПО) из-за границы не раз вызывал обеспокоенность у Правительства. В высоких кабинетах озадачивались тем, что немало валюты утекает за рубеж. И это при том, что многие товары, которые покупаются на зарубежных площадках, к категории критического импорта не относятся. Их можно было бы купить и внутри страны, причем местного производства. Корреспондент «Р» попыталась разобраться, действительно ли так угрожают благополучию местных производителей зарубежные интернет-магазины.



То, что покупок из-за границы стало больше, — факт неоспоримый. Еще 4 года назад количество МПО, адресованных белорусам, не достигало и 1 млн. Сейчас ежегодный объем зарубежных посылок приближается к 10 млн, а в прошлом году наши покупатели оставили в сети около 450 млн долларов. Это общая сумма затрат в зарубежных и белорусских интернет-магазинах, и по сравнению с другими странами она почти незаметна. Сравните: весь объем потребительского импорта в стране за прошлый год достиг 9,3 млрд долларов. Плюс стоит учесть и тот факт, что далеко не все посылки – это покупки. Немало белорусов регулярно получают презенты от друзей и родственников, живущих за пределами страны.

На прошлой неделе председатель Совета Республики Национального собрания Михаил Мясникович в очередной раз выразил обеспокоенность в связи с ростом числа МПО из-за границы. По его мнению, от шопинга за рубежом «не получает особого дохода ни «Белпочта», ни бюджет в виде НДС». Ранее мысль о том, что такие покупки стоит упорядочить, высказывали и в Минторге. По убеждению главы этого ведомства Валентина Чеканова, такого рода завоз товаров извне заметно ухудшает позиции наших производителей в рознице.

Есть и другие цифры. В Минторге констатируют: доля интернет-торговли в прошлом году по сравнению с 2013-м снизилась (с 1,5 процента до 1,3), хотя до этого наблюдался стабильный рост. В ведомстве считают, что это негативные последствия роста числа покупок из-за границы. По-прежнему остается открытым вопрос, каким должен быть уровень налогообложения интернет-торговли. Причем не только внутри страны, но и в формате всего Евразийского экономического союза, то есть в России, Казахстане, Армении. В конце прошлого года российский президент Владимир Путин поделился мнением, что цифры необходимо согласовать во всех странах экономического блока и установить их на одном уровне. Пока они выглядят так: в России и Казахстане норма беспошлинного ввоза товаров в МПО держится на уровне 1000 евро в месяц, у нас — 200 евро. Очевидно, снижать норму в нашей стране нецелесообразно, поскольку, если одновременно не сделают этого и наши партнеры, соотечественники начнут закупаться в китайских интернет-магазинах не напрямую, а, например, через Россию.

Генеральный директор УП «Надежные программы» Людмила Чекина признает: количество МПО у нас действительно растет, и вполне логично, что желание урегулировать этот рынок вызывает недовольство у «шопоголиков». Вместе с тем, чтобы принимать конкретные решения, необходимы цифры, отражающие объективную реальность. Кстати, на прошлой неделе стало известно о рекомендательном письме Нацбанка коммерческим банкам. Предполагается, что последние должны «предоставить аргументированные предложения о возможности и целесообразности взимания дополнительного сбора на этапе оплаты товара с использованием банковской платежной карточки в сети интернет». В Нацбанке взволнованных потребителей поспешили успокоить: это не прямое поручение, а лишь приглашение финансовых структур к обсуждению вопроса. Те, к слову, уже ответили: технической возможности удерживать налог у банкиров нет. Пока нет.

Тем не менее давайте чисто теоретически порассуждаем, что же случится, если шопинг из-за рубежа усложнится. Людмила Чекина предлагает такой вариант развития сценария: воспользоваться ситуацией смогут в Таможенном союзе. Велика вероятность того, что появится немало посредников, которые будут работать в масштабах, заметно превышающих нынешние цифры. По сути, это то, о чем мы говорили выше: белорусы начнут активно закупаться через соседние страны. Чтобы такого не произошло, нашим интернет-магазинам стоит больше внимания уделять ассортименту и снижать цены. В остальном же онлайн-шопинг внутри страны обладает неоспоримыми преимуществами: быстрая доставка, легкая процедура возврата и обмена товара.

А вот в Министерстве торговли рекомендуют обратить внимание на европейский опыт регулирования электронной коммерции. К слову, довольно жесткий по нашим меркам. Судите сами: при осуществлении интернет-покупок пользователи платят VAT (НДС), если сумма покупок превышает в среднем по странам 22 евро. Плюс уплачивается дополнительная таможенная пошлина, если потребитель превысил норму в среднем 150 евро по Евросоюзу. В Бразилии порядки еще жестче: 60-процентную пошлину оплачивают при совершении покупок на 50—500 долларов. При этом ни европейцам, ни бразильцам не придет в голову нарушать эти нормы: налоговое законодательство в странах довольно суровое, и любые махинации с занижением цены покупки выльется в круглую сумму.

Что же касается беспокойства по поводу утраченных возможностей производителей, которые якобы страдают от объемов зарубежных покупок, то не все так однозначно. Многие из предприятий, чего греха таить, так и не поняли: непростые условия работы на внутреннем и внешнем рынке – самое идеальное время для того, чтобы активизировать маркетинговые службы, а не сидеть и с мученическим выражением лица тихо пережидать кризис.

КСТАТИ

Недавно ассоциация компаний интернет-торговли России (АКИТ) обратилась к белорусскому бизнес-сообществу с просьбой инициировать на уровне ЕЭК обсуждение возможного снижения нормы беспошлинного ввоза товаров на территории всего ЕАЭС, а также проработать вопрос налогообложения иностранных интернет-компаний по месту образования прибыли. В Ассоциации считают, что действующая в Беларуси норма является самой оптимальной и «цивилизованной».

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Ирина НАРКЕВИЧ, заместитель министра торговли:

— Не стоит думать, что меры, направленные на защиту и поддержку внутреннего рынка, принимаются только у нас. Евросоюз этой проблемой озадачился давно и выработал общие подходы: там можно беспрепятственно совершать онлайн-покупки в магазинах, зарегистрированных в Евросоюзе, но существуют ограничения и налоги на товары, которые покупаются извне, — так называемый ввозной налог колеблется в пределах 18—23 процентов. При этом при покупке свыше 150 евро также уплачивается таможенная пошлина. Думают о том, как урегулировать этот рынок, и в странах СНГ. Сегодня белорусские интернет-магазины находятся в неравных условиях по сравнению, например, с азиатскими. И покупатель, заказывая что-то внутри страны, уже перечисляет НДС в бюджет, в противном случае страна недополучает налоги. Давайте вспомним и о занятости, безопасности и правах потребителя. Своевременный обмен, возврат товара или сервисное обслуживание – это все гарантировано законодательством, если покупки совершены в наших онлайн-магазинах.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter