Нахлебаемся

Почему дорожает хлеб в России? Цены на хлеб в регионах страны продолжают лететь вверх.«СВ» одной из первых обратила внимание на эту тревожную тенденцию.

К середине июля «хлебная проблема» стала настолько острой, что министр сельского хозяйства РФ был вызван «на кремлевский ковер». После разговора с президентом Алексей Васильевич Гордеев резко изменил прежнюю тональность своих высказываний и заявил, что «найдет возможности удержать рост цен на хлеб».
Но что в данной ситуации означает «удержать рост цен»?
«В Ярославской области цена килограмма хлеба с начала лета выросла на 30 процентов, а вот исходное сырье, то есть мука, подорожало почти в два раза».
«В Нижегородской области, чтобы сдерживать рынок в течение нескольких месяцев, будет создан зерновой фонд. На это потребуется около 400 млн рублей. Из них 100 млн будут выделены из областного бюджета, остальные 300 млн – в виде кредитных ресурсов».
«В Краснодарском крае местные власти намерены не допустить подорожания хлеба. С этой целью они планируют закупить трехмесячный запас зерна и пополнить резервный фонд Краснодарского края. Чтобы удержать рост цен на «кирпичик», сейчас установлена единая для розницы цена – 11 рублей за буханку. Для контроля за тем, как эту цену выдерживают в магазинах, организованы специальные рейдовые проверки».
«Тамбовчане поражены ростом цен на хлеб: цены не просто повысились, они буквально вздыбились. За батон приходится выкладывать не 7—8 рублей, как ранее, а 13—14 рублей».
«Цены на хлеб в Волгоградской области вырастут с 1 августа на 40 процентов».
«Во всех торговых точках Еврейской автономной области сразу на 20—30% повысились розничные цены на хлеб, муку, хлебобулочные и макаронные изделия».
И подобные сообщения идут со всех концов страны, от Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Адыгеи. В подорожании хлеба, словно лучи в фокусе линзы, сошлись все институциональные слабости отечественной экономики, да еще помноженные на «глобальную рыночную конъюнктуру».
А как понимать разъяснения «экспертов», что, мол, человек съедает в месяц  всего-то 5—6 буханок хлеба, а значит, дополнительные расходы составят даже при подорожании «кирпичика» на 3-4-5 рублей не больше 30 рублей в месяц?
Понимать надо так, что дело здесь даже не в хлебе самом по себе. Если рост цен на транспорт, жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию и тому подобное воспринимается населением как некое неизбежное зло, то с хлебом шутки плохи. Если дело дошло до повышения цен на хлеб – пора готовиться к худшему…
Но все-таки, почему буханки и батоны становятся все дороже, кто в этом виноват и кому это выгодно?
Ясно, что указанный выше рост базовых тарифов неизбежно должен был привести к росту цен на все продовольственные товары, включая хлеб. Потому что их (товары) в любом случае нужно «довести» до городских потребителей. А это – уборка, транспорт, переработка, снова транспорт и так далее, по каждому циклу… Это первое.
Второе. Раз издержки производства в реальном секторе российской экономики растут, их рано или поздно надо компенсировать – в убыток себе никто работать не будет. Проблема здесь в том, что в «социально значимых» отраслях «ползучая» компенсация невыгодна – лучше сделать ее однократно, зато с большим «запасом», чтобы потом можно было как можно дольше работать на новом уровне цен. А уж «размазать масло по хлебу» в такой «вертикально организованной», от поля до прилавка булочной, отрасли особого труда не составит. И кивать друг на друга (хлебопеки – на мукомолов, мукомолы – на зернотрейдеров, зернотрейдеры – на крестьян) можно бесконечно.
Третье. Нужно выбрать оптимальные сроки для подобной «компенсации с запасом»: чтобы и своего добиться, и клеймо «социально-политического вредителя» со всеми вытекающими не получить. Полгода до «больших», федерального уровня выборов здесь подходят как нельзя лучше. Потому что «властная вертикаль» будет вынуждена максимально «вложиться» в разрешение «хлебной проблемы».
Сценарий тут накатанный. Некоторое время (скажем, до парламентских или даже президентских выборов) Минсельхозпрод и местные власти с помощью финансовых и товарных (зерновых и т.п.) интервенций будут удерживать потребительские цены на некоторые сорта хлеба в «социально приемлемом» коридоре, после чего «отпустят вожжи» и на них: мол, мы сделали все, что было в наших силах, но, понимаете, рынок есть рынок…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter