Нагрузка к перегрузке

На 6 вакансий математиков в Климовичском районе недавно прислали троих молодых специалистов, одного тут же забрали в армию...

В обновленной к 1 сентября школе агрогородка Малашковичи Климовичского района мне с гордостью показали классы, столовую, спортзал. Сверкают свежей краской коридоры и подсобки, в кабинетах новые обои. Только дверь в мастерскую, где проходят уроки труда, одна из учительниц поспешно прикрыла. Я проявила настойчивость, вошла и увидела иную картину. Со стен начала сыпаться только что нанесенная краска, полы — с выбоинами. Станки — фрезерные, токарные, заточные — хотя и в рабочем состоянии, но старые.


— Для мастерской это нормально, — убеждал меня директор Малашковичской средней школы–сада Сергей Кохан, — пол не идеальный, потому что на него постоянно инструмент падает, а на перестилку не хватает средств. И станки для того, чтобы мальчишки освоили школьную программу, еще сгодятся.


Возможно, и сгодятся. Но лучше бы ребятам работать на станках, которые промышленность производит сегодня, чтобы потом на производстве не переучиваться.


Владимир Шупранов, директор климовичской школы № 3, считает, что нужно увеличить финансирование из местного бюджета на наглядный материал, обновление компьютерной техники. Не хватает реактивов для проведения лабораторных и практических работ в кабинете химии. Пора обновить макеты в кабинетах биологии и физики. Кстати, белорусские производственники выпускают все это в недостаточном количестве, и даже имея деньги, не всегда купишь.


Всего в Климовичском районе 21 школа: 4 — городских, остальные — сельские. Акты готовности к началу учебного года подписаны. Но перед этим пришлось устранять недоделки. По предписанию санитарной службы меняли плитку в пищеблоке Роднянской школы и водонагреватель на кухне Высоковской. По требованию энергонадзора вынесли на улицу электрощитовую Тимоновской школы. В Звенчатке перестелили полы. Во всех школах района сделали косметический ремонт, где было надо, заменили окна.


Значит ли это, что в новом учебном году проблем не будет? Утверждать так не берусь. Выяснилось, что в Климовичском районе катастрофически не хватает... математиков. На 6 вакансий недавно прислали троих молодых специалистов, одного тут же забрали в армию. Нет математика в Полошковской школе, в других работают пенсионеры и «совместители». Поэтому знаниями предмета ученики не блещут.


Заместитель директора Климовичского государственного аграрного колледжа Валентина Васильева, которая одновременно является заместителем организационной комиссии пункта тестирования, привела мне результаты тестов нескольких местных выпускников.


Из 100 возможных баллов окончившие климовичскую школу № 3 Кристина, Михаил и Наталья набрали соответственно 16, 22 и 6 баллов. Результат Екатерины из Тимоновской школы и Евгения из Полошковской — 9. А Эдуард из Тимоновской школы получил... всего 1 балл. Между тем Эдик мечтал стать инженером–строителем, а Миша — программистом. Увы, их надежды не сбылись, при поступлении на обе специальности математика — профилирующий предмет.


— К сожалению, уже несколько лет конкурс на физмат меньше, чем на другие факультеты, — не скрывает ответственный секретарь приемной комиссии Могилевского государственного университета имени Кулешова Владимир Шутов. — Надо серьезно думать, как поднять престиж учителя физики и математики.


Проблема эта актуальна для многих школ страны. И решать ее работникам Министерства образования, вузов и облисполкомов нужно сообща.


Компетентно


Елена Дивакова, заместитель председателя Климовичского райисполкома:


— В районе планируется усилить профориентационную подготовку будущих выпускников школ к поступлению на физико–математические факультеты. Если будет укомплектован штат математиков, повысятся и знания школьников, они смогут поступать в технические вузы. Следующий год будет также посвящен росту профессионализма педагогов.


Фарид Беррашед, пресс-секретарь управления образования Могилевского облисполкома:


— Математиков по области требуется 50, выпускников физмата в этом году распределено 18. В ближайшие годы ситуация будет острой. В вузах знают о проблеме, и желательно, чтобы там вводились смешанные специальности, к примеру, «Информатика–математика».


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter