Кто рискует стать шопоголиком

Нагрузка к перегрузке

Сегодня шопинг для многих является приятным досугом. Но, получая удовольствие от такого времяпровождения, некоторые заходят слишком далеко и теряют чувство меры. Посещение супермаркетов, бутиков и рынков для них сродни допингу. Самая большая радость для шопоголиков — покупка очередной обновки, как правило, ненужной. Им и невдомек, что такая невинная (на первый взгляд) страсть является предвестником ониомании — “навязчивой магазинной зависимости”.

Психологи бьют тревогу: по статистике, каждый десятый житель мегаполиса — шопоголик. Среди них люди разного достатка. Одни склонны совершать много мелких покупок, другие одержимы страстью коллекционировать гаджеты, мотоциклы, автомобили, квартиры.

— Пристрастие к совершению ненужных покупок сродни вредной зависимости, за которую шопоголики порой расплачиваются не только деньгами, но и неурядицами в личной жизни, — объясняет психолог Илляна Матвиенко. — Причины такого поведения формируются в раннем возрасте. Кто-то обожает делать покупки, потому что был лишен такой возможности в детстве: семья жила очень скромно и на всем приходилось экономить. Другие расточительствуют по пустякам, потому что так делали родители. Есть и такие, кто при помощи большого количества красивой одежды или бытовых вещей старается выделиться из толпы. Особенно это актуально, когда нет иных возможностей обратить на себя внимание окружающих. Каждый разумный человек может противостоять такой зависимости — стоит лишь разобраться, что побуждает вас неконтролируемо совершать покупки.

Лекарство от стресса

В том, что шопинг — лучшее лекарство от стресса, уверены те, кто после очередной обновки испытывает душевный подъем. К сожалению, такое “успокоительное” действует секунды и лишь усугубляет стресс. Ведь проблема, спровоцировавшая нервное перенапряжение, не решается, а кошелек пустеет.

Важен сам процесс


Тем, кто так думает, все равно что покупать — палку колбасы или очередной кожаный ремень. В итоге деньги расходуются на большое количество ненужных вещей, а на крупные покупки средств, как правило, не хватает.

Не в силах отказать

Такой тип покупателей — настоящая находка для рыночных зазывал и консультантов магазинов. Аргумент у шопоголика такой: “Как же я им откажу? Они так мило все объяснили, оказали внимание, потратили на меня время. Как-то неудобно уходить без покупки”.

Особую тревогу у психологов вызывает тот факт, что с каждым годом все больше становится детей-шопоголиков.

— Сегодня с такой проблемой к нам обращается в несколько раз больше родителей, чем в минувшие годы, — говорит Илляна Матвиенко. — Нередко на прием попадают малыши до шести лет. Родители жалуются, что ребенок может днями капризничать, отказываться от еды и даже впадать в истерику, если ему не будет куплена та или иная игрушка, сладость, гаджет. Фантазии и запросы маленьких приверед подогреваются рекламой или наличием желанной вещи у кого-нибудь из друзей.

Практически в ста процентах случаев такое нарушение поведения у детей — “заслуга” их родителей. Поощрение за примерное поведение или хорошие отметки чаще всего у таких мам и пап выражается не совместным походом на прогулку, в кино или театр, а шопингом, в процессе которого выполняется любое желание ребенка. Если такая практика прочно приживается, сын или дочь все чаще будут требовать плату за каждое полезное дело.

К излишним тратам приводит и такое удобство, как заказ продуктов на дом. С легкостью мы выбираем то, что видим на картинке, ведь самим тащить тяжелые сумки не приходится. В результате платим в разы больше, чем расходовали бы, отовариваясь обычным способом

Знаменитые шопоголики

Певица Бритни Спирс скупает все, что попадается ей на глаза. К примеру, за один поход в магазин она может купить семь пар туфель от любимого дизайнера или несколько платьев. По признанию Бритни, поход в магазин для нее — лучшее лекарство от депрессии.

Виктория Бекхем не может удержаться от покупки обуви, ювелирных изделий и сумок. Всего этого у нее по нескольку десятков.

Актриса Кати Холмс не любит тратить деньги на себя, зато гардероб ее маленькой дочки пополняется почти ежедневно и оценивается в несколько миллионов долларов.

СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА


Если вы начали замечать у себя признаки ониомании, воспользуйтесь советами психолога

  • Перед походом в магазин составьте список покупок и старайтесь строго ему следовать. Поможет в этом соответствующее списку количество денег.

  • Рассчитывайтесь наличными, а не карточкой, тогда вы будете точно знать, сколько тратите.

  • Трезво оцените свои потребности. Подумайте, зачем вам зонтик или двадцатое по счету платье.



Маркетинговые уловки

Отправляясь в магазин за товарами первой необходимости, мы, порой сами не осознавая почему, выкатываем к кассе заполненную доверху тележку. И, обескураженные расходами, потом долго разглядываем чек: вроде покупали только то, что планировали, а денег потрачено в несколько раз больше, чем предполагалось. Почему так получается? Как все же правильно делать покупки, чтобы в нужный момент удержаться от соблазна? Прислушаемся к советам заместителя Белорусского общества защиты потребителей Тамары Бельской:

— Покупатели и сами не подозревают, что как только они заходят в крупный магазин, сразу попадают в своеобразную ловушку. Способ расположения товара, призывные надписи, освещение, музыка и ароматы — все это нацелено на то, чтобы мы не ушли с пустыми руками. Но если научиться распознавать подобные “манки”, легче будет им противостоять.

Товары, которые нужно быстрее реализовать, располагают на полках на уровне глаз. Сладости и кондитерские вкусняшки — на уровне глаз детей. Более дешевые продукты находятся либо на верхних полках, либо в самом низу. Расчет на то, что последние вы не разглядите, а чтобы достать банку горошка или кукурузы с верхних стеллажей, поленитесь звать работника магазина и купите находящийся ниже аналог, пусть он и дороже.

Рядом с наиболее востребованными товарами располагают сопутствующие. К примеру, кто откажется, покупая пакет чая, соблазниться и на что-нибудь сладенькое? Или, приобретая пиво, захватить лежащие рядом (как бы невзначай) рыбные деликатесы?

Залежавшиеся товары выставляют в центре зала на специальных “островках”, которые всегда попадают в поле зрения покупателя.

У кассы, где мы, ожидая своей очереди, проводим некоторое время, предусмотрительно разложены “приятные мелочи” в виде жвачек, шоколадных батончиков, салфеток, напитков в мелкой таре. Волей-неволей рука тянется к таким покупкам.

Зеркала в отделах одежды делают нас стройнее, парфюмерные отделы специально благоухают новыми ароматами, а кондитерские — свежей выпечкой и кофе. Такая “ароматерапия”, воздействуя на наше обоняние, настраивает на покупки.

К импульсивным покупкам нас побуждают скидки, различные акции и распродажи. Но необходимо помнить: как бы вас ни соблазняли этим магазины, товар отличного качества за бесценок реализовывать никто не будет. Подумайте: зачем вам покупать, пусть и дешево, летние босоножки в сентябре или зимние сапоги в мае? Эти вещи за ненадобностью будут полгода пылиться в шкафу, а потом вы не захотите их носить, потому что они вышли из моды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter