Нагрузка к перегрузке

Абитуриент нашего времени мыслит материально и настроен куда менее романтично, чем его дедушка лет этак 50 назад...

Абитуриент нашего времени мыслит материально и настроен куда менее романтично, чем его дедушка лет этак 50 назад. Он может бесконечно восхищаться нанотехнологиями и робототехникой и все же выберет профессию юриста или экономиста. А раньше научные открытия, можно сказать, правили баллом, конкурс на математические и физические специальности зашкаливал, в глазах общественного мнения физики начисто выигрывали спор у лириков. Сегодня число желающих "уловить голос гармонии в нагромождении формул", как говорил обладатель Нобелевской премии в области физики Марри Гелл-Манн, приближается к нулю. О чем свидетельствуют результаты централизованного тестирования: около 70 процентов выпускников набрали по физике 20 баллов и ниже, а по математике такой же уровень продемонстрировали примерно 58 процентов. И это тенденция вот уже нескольких лет!


В поисках рейтинга


Специалисты делают оговорку: универсальным средством определения уровня знаний результаты тестирования быть не могут. Но пищу для размышления дают обильную.


- Наша задача - в первую очередь составить рейтинг всех претендентов на ту специальность, где физика или математика являются профилирующим предметом, - говорит директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. - В этом году средний балл по физике составил 46,5, по математике - 59,65. Но все относительно, потому что в некоторых вузах надо было набрать на порядок больше "очков".


Причем состав абитуриентов весьма разнообразен: чуть более половины - выпускники этого года, но и среди них выделяются учащиеся гимназий, лицеев, классов с профильным обучением. Другой полюс - выпускники прошлых лет, а также ссузов и ПТУ (где общеобразовательная подготовка составляет около 60 процентов от объема школьной программы по каждому предмету). Они и определяют низкий средний балл.


- Есть такие, кто вообще сдавал тест наобум: 20 процентов покинули аудиторию в первые полчаса, вообще не воспользовавшись черновиками, - замечает Николай Феськов. - Другие 20 процентов, пытавшиеся "отсеивать" правдоподобные ответы, ушли еще спустя полчаса. 40 процентов старались решать несложные расчетные задачи. Справиться с заданиями повышенного уровня сложности сделал попытку только каждый пятый, сопровождая ответы чертежами и рисунками.


Увы, лишь единицам оказались по зубам задания по молекулярной физике, внутренней энергии, теплоте и работе. Многие спасовали перед законом Архимеда и простыми задачами на закон Ома!


Теория безотносительности


Вопрос: должны ли были подготовить к ЦТ как следует в школе? Лариса Матвеева, заместитель директора по учебно-методической работе гимназии № 1 в Витебске, убеждена, что в задачи учителя это не входит. Тем не менее если общий уровень знаний учащегося высок, то и ЦТ - не проблема. Словом, работать системно и качественно надо едва ли не с первого класса. Скажем, ученики гимназии показывают одни из самых высоких результатов в стране, побеждают на олимпиадах и научных конференциях. В прошлом году именную стипендию из рук нобелевского лауреата Жореса Алферова за исследовательскую деятельность получили старшеклассники Антон Колосов и Оксана Астапова (сегодня они студенты БГУ и МГУ). Секрет успеха прост. У тех, кто выбрал физико-математическое направление, часов физики и математики на 1 - 2 больше, чем у их сверстников из обычных классов. Плюс индивидуальные занятия, работа в разновозрастных группах и с одаренными ровесниками из других школ.


Сильное ядро


Можно еще возразить: а как же успехи на международном уровне? Команда математиков из БГУ дважды становилась абсолютным победителем в мире. Руководитель талантливых ребят Дмитрий Базылев, заместитель декана, доцент кафедры высшей математики факультета прикладной математики и информатики БГУ, подметил интересную закономерность:


- За последние годы победителями международных предметных олимпиад по математике в 80 - 90 процентах случаев становились учащиеся лицея БГУ и 41-й минской школы, а также ученики Михаила Волкова, который преподает в витебской гимназии № 8. Вот что значит личность педагога!


Хотя у учителя математики минской СШ № 19 Александра Фельдмана меньше 70 - 80 баллов на тестировании большинство ребят не получают, уровень подготовки, по его мнению, действительно значительно снизился. На то есть несколько причин: сокращение отведенных на математику часов в школе, а следовательно, и "сжатие" самой программы, разночтения в системе оценки абитуриентов... Хотелось бы обсудить проблемы и найти общие решения с коллегами, сетует он, однако с 1997 года съезды учителей почему-то не проводятся. А поделиться есть чем: "У всех старшеклассников должно быть 6 уроков в неделю, потому что компенсировать углубленное изучение предмета за счет введения факультативных занятий практически невозможно. Сокращение часов привело к тому, что отдельные темы исчезли. Выхолощенной стала геометрия, а ведь это очень важный компонент математического школьного образования! На уроках теперь принято меньше записывать, а ведь иногда доказать правильность решения задачи может быть важнее, чем получить верный результат. И еще, быть может, крамольная мысль: если бы мы занимались по учебникам математики 20 - 30-летней давности, уровень был бы не хуже".


Напротив последнего пункта поставил бы восклицательный знак и Дмитрий Базылев, рецензирующий учебники. Претендуя на оригинальность, авторы давно известные истины излагают по-своему, зачастую неуклюже и громоздко. Какой уж тут будет у школьника интерес?..


Поводов сетовать найдется немало. Но несмотря ни на что, есть сегодня и очень одаренные ребята, и желающие стать учеными. Отказываются от призвания вынужденно, ищут лучших путей. Ощути физик поддержку и в материальном плане - еще неизвестно, кто бы выиграл давний спор.


Компетентно


Наталья Горовая, консультант управления общего среднего образования Министерства образования:


- Эта тенденция наблюдается не только у нас, но и во всем мире: у молодого поколения профессия ученого не считается престижной, так как в науке нельзя получить мгновенный результат, отдачу. Поэтому мы стараемся заинтересовать как можно больше ребят, привлекая их к участию в конференциях, олимпиадах, турнирах - и республиканских, и международных. Если рассматривать проблему в комплексе, то, к сожалению, в педуниверситеты приходят слабо подготовленные студенты. Другая проблема - устаревшая учебно-материальная база для проведения лабораторных работ и экспериментальных исследований. Однако сейчас при помощи актива БГУ создана новая. Должно улучшиться и содержание учебников, так как теперь мы проводим конкурсы на лучшие учебные пособия и учебники.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter