Одна из неизменных составляющих успешного бизнеса — искусство убеждать: инвесторов, партнеров, поставщиков, потребителей… В том числе и государство, которое также выступает партнером частной инициативы. Однако обещать не всегда значит выполнить свои обязательства. К сожалению, нерушимость слова купеческого, принятая в стародавние времена, трансформировалась в юридические формулировки. А они, как известно, всегда оставляют место для маневра, крючкотворства и поиска прорех, чтобы избежать иной раз выполнения обязательств. Увы, понятия «по совести» и «по закону» не всегда тождественны. Идеальной правовой системы в мире еще никому не удалось изобрести.
Чем иной раз и пользуется деловое сообщество. Будем говорить прямо: далеко не всегда обязательства и обещания, под которые оно просит льготы и преференции, выполняются. Даже если оформлены по всем правовым нормам. И нередко в проигрыше остается… не государство, а бюджет. Говоря проще, налогоплательщики.
Сколько в прошлые годы приходилось слышать от бизнеса (точнее, отдельных его представителей) удивительных концепций и великолепных проектов. Дельных, толковых, перспективных, основанных на глубоком государственном мышлении и принципах общественной значимости. Обозначались благородные цели, рисовались шикарные перспективы. От государства требовались только фискальные инвестиции. Но когда дело доходит до подведения итогов, оказывается, что былые обещания тускнеют, а то и забываются. И таких проектов, к сожалению, немало.
Взять хотя бы IT-индустрию. Помнится, разработчики фискальных преференций (беспрецедентных даже по мировым масштабам) на стадии переговоров с государством обещали превратить страну в цифровой рай, выступить драйвером трансформации экономики по новым экономическим укладам, создать собственные продуктовые программные линейки… И где все эти прекрасные результаты? А ведь совершить прорыв и превратить все вокруг в Нью-Васюки обещают уже добрых два десятилетия. И ответственных-то найти сложно. В лучшем случае найдутся крайние.
Похожая история произошла и с либерализацией микропредпринимательства. В 2010-х, когда раскрепощали ИП, со стороны делового сообщества звучали сентенции: мол, при либерализации правил игры «индивидуалы» выступят интеллектуальным драйвером. Например, если ИП получат право быть управляющими юридических лиц, то таким образом в компании удастся привлечь профессиональных менеджеров, оживится частный сектор, повысятся его обороты, увеличится налогооблагаемая база, а соответственно и поступления в бюджет. По делу такая схема превратилась в уход от уплаты подоходного налога и отчислений в ФСЗН директорами коммерческих структур, которые массово трансформировались в ИП.
К сожалению, тренд последних десятилетий во всем мире таков, что льготы и преференции срабатывают, мягко говоря, не всегда. Не логично ли если не во всех, то в некоторых случаях переходить от авансов к системе премий? Как делает бизнес (и не только бизнес) по отношению к наемным работникам. Платят-то сотрудникам не за обещания, а за достижение конкретных целей и показателей. Причем как в индивидуальном зачете, так и в командном — когда оценивается результат работы структурного подразделения. Используется один из ключевых принципов бизнеса: выстраивайте процессы так, чтобы должны были вы, а не вам. Хороший принцип, который, наверное, стоило бы использовать.
И если предоставляются преференции под проект, скажем, освоение импортозамещающей продукции, не логично ли не давать налоговые льготы сразу, а выплачивать премию по факту реализации проекта? Когда производство запущено, вышло на запланированные мощности, экспорт достиг оговоренных в бизнес-планах показателей… В крайнем случае можно оформлять преференции как налоговый кредит. Конечно, предпринимательское сообщество забросает меня камнями. С другой стороны, премиальный подход стимулирует не только брать на себя обязательства, но и выполнять их. А оппонентам предлагаю выплатить своим сотрудникам зарплату за год вперед. Под обещание честно и самоотверженно трудиться следующие 12 месяцев. Посмотрим, многие ли готовы предоставлять такие льготы своему персоналу под честное слово. Даже если оно оформлено контрактом.
volchkov@sb.by