Награда по полам. О равноправии на Берлинале и не только

Награда по полам

В начале недели организаторы международного кинофестиваля «Берлинале» опубликовали пресс-релиз, в котором заявили о новом формате форума. С 2021 года статуэтки «Серебряного медведя» будут иметь «гендерно-нейтральный» характер. От наград «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» устроители решили отказаться. Вместо них будет общая актерская премия — «Лучшая главная роль» и «Лучшая роль второго плана». «Мы считаем, что отсутствие разделения премий за актерскую работу по гендерному признаку является сигналом более осознанного понимания гендерной проблематики в киноиндустрии», — заявили организаторы. 

Одна из участниц нашей сегодняшней дискуссии считает такой сигнал тревожным для кинематографа, ее оппонент видит в нем угрозу не только для искусства. Любопытно, насколько крепки окажутся нервы у нашего рефери, чья позиция в этом вопросе ему покажется наиболее убедительной.

 

Картинка не резкая

В начале августа в прекрасном французском городе Нант увековечили способность женщин мочиться стоя: соответствующая «писающая» скульптура украсила один из парков города. Ненавистники жиденько потроллили новое произведение искусства, заметив, что у скульптуры нет головы, и это гораздо символичнее, чем модная повестка о равноправии мужчин и женщин. А я, глядя на это произведение искусства, вспомнила, как одна из моих племянниц, которая росла с двумя братьями-погодками, вышла на даче во двор, года три ей было, и, подражая мальцам, справила нужду стоя. Мы с ее мамой посмеялись – законы стаи не отменить. Спустя годы девчонка превратилась в кокетливого подростка – юбка-волан и модная сумочка через плечо, мальчишеским играм теперь предпочитает уединение на озере с томиком Короткевича. К счастью, природа равнодушна к любой идеологии, даже самой агрессивной: биологических (хромосомных) полов только два – мужской и женский. Теоретически стирать между ними различия с помощью феминистских методичек можно до бесконечности, наворачивая круги над гендерной идентичностью и сексуальной ориентацией. Набор половых хромосом у мужчин и женщин от этого не изменится. И слава богу, я считаю, иначе мы все умрем, перестав в одночасье размножаться. 

«Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют» (Антон Чехов, драматург).

Если вернуться к кинематографу, Роман, отказ Берлинского фестиваля от традиционных наград в пользу гендерно-нейтральных считаю катастрофой. По-моему, реперные точки в драматургии – это, в первую очередь, взаимоотношение полов. На их конфликте выстроена большая часть мифологии, литературных произведений, сказок, анекдотов и киношных историй. Есть жизненные ситуации, в которых женщина неизменно остается сильной, а мужчина терпит поражение, и наоборот. В этом-то и суть универсального конфликта инь и янь, Анимы и Анимуса, который до сих пор толкал вперед сюжеты многих бестселлеров. К тому же, у женщин-актрис свой набор технических возможностей и средств, у мужчин он совершенно другой. Трудно представить себе, как будут соревноваться в одной категории условная Мерил Стрип и условный Бред Питт, это все равно что против гольфистки выставить футболиста и попытаться оценить на глаз, кто из них лучше играет. Если отныне все герои экранного повествования равны и между ними нет никаких отличий, в том числе половых, – зачем их тогда вообще оценивать? Надо быть последовательными и вовсе отказаться от любых кинематографических наград, чтобы не ранить ничьи чувства. К тому же жюри предстоящего киносмотра рискует само себя загнать в ловушку: анонсируется, что актерских наград будет две: «Лучшая роль» и «Лучшая роль второго плана». Если призы в обеих номинациях получат женщины, судьи распишутся в фундаментальном неуважении к мужскому началу. Так получается? Ситуация зеркальная, могут отметить призами двух актеров, тогда обидятся дамы. Если распределять две награды между мужчиной и женщиной, тогда возникает вопрос: кого пропускать вперед, а кому наслаждаться утешительной статуэткой за работу «второго плана»? Как видишь, Роман, самый поверхностный анализ этого более чем странного решения отказаться от пола в кинематографе рождает множество неудобных вопросов. Картина размыта. 

Единственное разумное объяснение – организаторы «Берлинале» просто решили сэкономить на статуэтках: после пандемии грядущие экономические проблемы представляются более насущными и неотвратимыми, чем гендерные. Есть надежда, когда кризис на финансовых рынках успокоится, немецкие кинематографисты отмотают пленочку назад и снова начнут различать на экране как мужчин, так и женщин. 

popova@sb.by

Они не пройдут

Виктория, я считаю, что решение о «гендерно-нейтральных» наградах — это вообще история не про культуру. Лично для меня это просто знак, что свирепствующие носители новых европейских ценностей добрались и до кинематографа. Понятно, те из них, кто выступает за безграничную, но странно понимаемую толерантность и запредельное равенство полов, которое скоро рискует обернуться тем, что под запретом окажутся сами слова «женщина» и «мужчина». Потому, как объясняют носители «прогрессивных» взглядов, что использование этих слов не учитывает якобы существование еще десятков вариантов человеческого пола. Говорят, их уже насчитали под 300. Трансвестит уже звучит как словечко из старого доброго прошлого. Теперь в моде, например, «бигендерный интерсекс-полисексуал» или «цисгендерный маскулинный аутосексуал». Цель этой мешанины одна — постепенно подменить традиционные ценности новыми, расшатать мораль старого мира и обрушить его в пучину распущенности и безнравственности, оправдывая это борьбой, разумеется, за права человека.

«Обман, извращенность, безбожие, то, что люди льнут ко злу, а добру противятся, — все это нам аукнется» (Ванга, болгарская ясновидящая).

В новых фильмах и сериалах все чаще прослеживаются черты того, что ранее считалось предосудительным и недопустимым. Например, идеи кровосмесительства или педофилии. Исподволь, шаг за шагом, нас приучают к тому, что аморальные явления не такие уж страшные. Ты же знаешь, как работает пресловутое Окно Овертона? Едва немыслимое становится предметом непредосудительного обсуждения, а затем объектом благожелательного художественного внимания, оно очень быстро переходит в разряд допустимого, а вскоре становится и нормой. Инцест и зоофилия, считают европейские либералы, это уже не извращения, а проблемы половой идентичности. Кстати, само понятие «извращения» давно пора, по их мнению, сдать в утиль.

Тема гендерного разнообразия является лидером атаки на сферу традиционных человеческих ценностей. Трудолюбие, доброжелательность, бережливость, уважение к старшим, гостеприимство, тяга к знаниям — все это отодвинуто на обочину, как устаревший хлам. Теперь главным мерилом общественной значимости человека почему-то становится то, что у него между ног. Или кем он себя ощущает — мальчиком, девочкой или еще сотнями других половых сущностей. Это то, к чему пришла «просвещенная» Европа за годы расцвета феминизма и гей-активизма. Однополые браки уже даже не обсуждаются, извращенцы решили, что эта высота уже взята и время штурмовать новую: заставить человечество забыть, что оно состоит только из двух полов и строит нормальные семьи на этой основе. Берлинский кинофестиваль, как видим, тоже встроился в штурмовые батальоны под флагом ультратолерантности.

Что падет следующим? Видимо, организаторы «Оскара» скоро осознают, что вручаемая ими статуэтка носит оскорбительные для прочих «гендеров» признаки мужского пола и заменят его каким-нибудь нейтральным чудовищем с торчащими во все стороны вторичными половыми признаками. Кстати, а почему актрисам и актерам на Берлинском фестивале вручается одинаковый «Серебряный медведь»? Самец, как я, полагаю. Это недопустимо с европейской точки зрения на равенство полов!.. Смех и грех, конечно, но то, что еще недавно казалось смешным — например, усыновление детей однополыми родителями, — теперь становится узаконенной нормой во многих странах.

Знаешь, Вика, что тревожит меня более всего? Ты видела недавний ролик, где две белоруски из числа «мирных протестующих» демонстративно целуются взасос на публике? Радикальная часть нашей молодежи, к сожалению, активно стремится приобщиться к насаждаемым из-за бугра течениям и веяниям. Разве мало у нас различных фондов, сообществ, объединений и групп, которые агрессивно пропагандируют несвойственные белорусскому народу привычки и взгляды? По странному совпадению они же оказываются в первых рядах несогласных с действующей властью. Или, может быть, ничего странного? В любом случае я надеюсь, что они не пройдут.

rud@sb.by

Брейк!

Наверняка актерам/актрисам, или как там их теперь называют, обидно: шансы получить «Серебряного медведя» нынче в два раза ниже. Вот уж дискриминация так дискриминация! Решить проблему, возможно, могло бы раскрашивание статуэток в различные гендерно-ориентированные цвета. А от славянских государств можно было бы дополнительно учредить специальный приз «Три медведя» — так вообще все запутается, зато получится прогрессивненько, как и любят в Берлине.

Сдается мне, уважаемые спорщики, что ваши позиции отличаются лишь степенью недоумения и возмущения складывающейся на «Берлинале» ситуацией. Не рискну (пока) разделить позицию Романа — уж слишком мрачно выглядит мир с его точки зрения. А вот с Викторией соглашусь: между волнами COVID-19 и на фоне международного экономического кризиса организаторы пытаются таким экстравагантным для многих способом повысить интерес к своему детищу. Может, и прокатит. А может, и нет.

Кстати, после сегодняшнего спора с особым нетерпением буду ожидать стартов перенесенных с 2020-го на 2021-й Олимпийских игр в Токио. Там-то вроде расклад не изменится — женские и мужские зачеты сохранятся. Интрига, впрочем, есть. Говорят, скандально известная южноафриканская спортсменка Кастер Семеня — легкоатлетка с огромным количеством мужских половых гормонов в организме (да простит меня спортсменка, но ее пример уж очень кстати) — намерена попытать счастья на дистанции, где пока можно соревноваться с любым уровнем тестостерона. Если выиграет — глядишь, и о ней снимут байопик. И покажут на очередном фестивале в Берлине. Главный приз такому фильму явно будет обеспечен.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter