Ветеран афганской войны Александр Метла о «Линии Сталина», патриотическом воспитании и современной молодежи

Наглядные уроки истории


Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» сегодня на слуху. Здесь интересно, зрелищно, познавательно. Еще только покупая в кассе билет, вовсю ощущаешь себя красноармейцем. Хочешь — полезай в окоп, хочешь — на старый дот. А любителям острых ощущений даже предлагают пострелять из бронепоезда или стать наводчиком танка. Такая нескучная история привлекает сюда тысячи гостей.

Не вправе забывать

Как за без малого два десятка лет удалось создать это интерактивное чудо и, что самое главное, завоевать сердца молодежи? За ответом мы отправились на экскурсию вместе с одним из основателей комплекса Александром Метлой.

О своем детище он рассказывает с особой теплотой. Вернувшись с войны в Афганистане, не раз размышлял, что история должна быть не только в учебнике, ее нужно видеть, трогать, понимать.

Создать комплекс помог случай: в 2004-м полковник ВДВ в отставке вместе со школьниками побывал в музее «Дот», который находится под Заславлем.

— В том музее меня особенно впечатлили доты, — вспоминает Александр Метла. — Я видел их и в детстве, и когда служил в армии, но не знал, какая это огромная система. Начал интересоваться этим вопросом, собрал вокруг себя таких же неравнодушных людей. В то же время эта информация дошла до Президента нашей страны, он поддержал идею. В кратчайшие сроки мы разработали концепцию, представили ее и приступили к работе.

— Но ведь это задача не из простых. Зачем вам это было нужно?

— Я отстаивал право отдать дань памяти тем, кто строил эти укрепления, защищал Родину. Я вернулся из Афганистана в другую страну: начался всесоюзный раздрай, все советское стало никому не нужно. Но мы сопротивлялись этому, как могли, ведь вместе с грязной водой можно было выплеснуть и ребенка. Одним из таких отпоров стал историко-культурный комплекс.

Трогать разрешается

Проходя по территории комплекса, невозможно не остановить взгляд на детях. Одну из зениток облепила целая гурьба малышей — им здесь все интересно!

— Еще одной нашей задачей стало военно-патриотическое воспитание, которое в то смутное время было сведено к нулю, — поясняет Александр Михайлович, глядя на ребятню. — Афганцев это задевало. Тогда молодежь отказывалась слушать о войне. Шло открытое оболванивание. Мы взяли на себя ответственность заняться просветительской работой: создали клуб «Солдаты Победы», в котором изучают военную форму и оружие Великой Отечественной, разыгрывали несколько эпизодов военных сражений.


«Линия Сталина» действительно впечатляет: здесь практически повсеместно можно встретить какую-то технику. Есть даже целый парк ретроавтомобилей, танков и бронетанковой техники. Все это дело рук работников комплекса. 75 человек регулярно восстанавливают образцы времен Великой Отечественной войны, и сегодня их насчитывается уже 19.

— Люди едут посмотреть на все это не только со всей Беларуси, но и из самых разных уголком мира. Особенно много посетителей — до 10 тысяч! — в День Победы и День Независимости, в другие праздники, посвященные памятным датам и Вооруженным Силам.

— А с какими эмоциями к вам приезжает молодежь?

— Поначалу пацаны и девчонки воспринимают все в штыки. Но, пробыв здесь час-полтора, становятся совершенно другими. Задают вопросы, проявляют интерес. И если в обычном музее нельзя ничего трогать, то у нас можно забраться куда угодно, зайти в бронепоезд, почувствовать себя пулеметчиком или автоматчиком.

— Почему, на ваш взгляд, подростки изначально скептически относятся к событиям прошлых лет?

— Школьники пытливые, но большинство из них сегодня живет в мире интернета, где масса всяких завлекалок и соблазнов. Чтобы привить основы патриотизма, нужно восстанавливать систему, которая существовала и неплохо зарекомендовала себя в советские времена. Тогда ребята с детского сада, со школы имели понимание того, что делали пионеры, чем прославились юные герои и их старшие товарищи. Знали, почему началась война, о том, как весь народ встал на защиту Отечества, как ковалась поистине Великая Победа. Если об этом не рассказывать, патриотов мы не вырастим. Я считаю правильным решение ввести в школах должность учителя военно-патриотического воспитания. Единственное замечание: таких учителей тоже нужно готовить.

С достоинством и честью

Сохранение исторический памяти — приоритет не только для Александра Метлы. Годом исторической памяти 2022-й объявил Президент, согласились и люди: сегодня по всей стране тысячи наших граждан стараются увековечить печальные события из прошлого и сделать так, чтобы об этом не забыли будущие поколения.

— Если мы не знаем историю, жизнь наших предков, что они делали для защиты нашей Родины, мы никто, — убежден Александр Михайлович. — Нельзя быть беспамятными. Упуская военно-патриотическое воспитание, мы сталкиваемся с непониманием того, что можно натворить своими действиями. Мы это увидели в 2020 году и сегодня говорим об этом более громко. Наряду с тем, что белорусы — мирные люди, мы должны понимать: если придется защищать Родину, нужно это сделать так, как сделали наши предки. Простой пример: раньше, будучи пионерами, все знали, кто такой Марат Казей, что сделал этот героический мальчишка. И знали не только о нем. А спроси сейчас у молодежи, кто такой Марат Казей, где установлен памятник ему, в ответ — тишина. Мы все это забыли, замусолили поп-культурой. Хорошо, что в Беларуси раньше других спохватились, начали проводить парады, открывать историко-культурные комплексы.



— Но ведь вы прошли и афганскую войну. Какие параллели можно провести с Великой Отечественной?

— Параллель одна — солдат и офицер на любой войне выполняет приказ своего правительства. Он должен делать это с достоинством и честью, не срамя себя, не щадя жизни. У нас это было как в Великую Отечественную, так и в афганскую войну. Мы выполняли приказ, старались это делать как можно умнее, а не просто бросаться на амбразуры. Делались выводы. Поэтому жертвы в Афганистане за десять лет были минимальными.

Несмотря на имеющиеся параллели, афганская война — особенная, считает директор комплекса:

— Мы решали поставленные перед нами задачи, оказывали помощь и поддержку местному населению: обеспечивали продуктами, помогали восстанавливать инфраструктуру, водоснабжение. Кроме военной, это была миссия гуманитарная. Печально, что в какой-то момент нас начали гнобить: «Куда вы пошли? Что вы там забыли?..» Мы выполняли приказ своей Родины с достоинством и честью, нам нечего стыдиться. Афган стал проверкой себя на стойкость в экстремальных условиях. Поэтому ни эту войну, ни любую другую забывать нельзя. Однако пусть лучше молодежь получит эти знания в историко-культурных комплексах, музеях, на парадах, но никак не с оружием в руках на войне.



— Александр Михайлович, а как воспитывали вас?

— Я родился спустя семь лет после окончания Великой Отечественной войны. Мой отец, мои дядья воевали. На любом мероприятии пели военные песни, вспоминали о той боли и утратах. Мы этим жили. Например, читает учительница повесть матери Олега Кошевого — весь класс сидит и рыдает. Мы понимали, какое это горе, какое несчастье. Можно ли добиться таких эмоций от нынешнего молодого поколения?.. Мы знали наизусть всех героев, постоянно организовывали вечера рассказов, посвященные событиям тех лет, с удовольствием смотрели военные фильмы с последующим обсуждением. Даже сожалели в сочинениях, что родились позже и не застали войну. Нет, никто не хотел войны, но мы понимали, что это такое. Особенно когда пришлось ехать в Афганистан. Болью в сердце отзывалась каждая потеря.

grydnitskiy@sb.by

Фото из личного архива Александра Метлы

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter