Начальник симуляционно-аттестационного центра Елена Симонова и студентка 2-го курса Анастасия Жилина.
Алгоритм спасения
Практические занятия для студентов в столичном медвузе нескучные. И одни из самых интересных для старшекурсников — с говорящим роботом. О преимуществах рассказывает начальник симуляционно-аттестационного центра Елена Симонова:— Уникальность робота iSTAN в том, что он автономный, не требует присутствия преподавателя. В него загружено более 200 клинических сценариев, которые студент может проиграть самостоятельно. Обморок, сердечный приступ, внезапная боль. Медики должны знать, как действовать в экстренной ситуации. Отработав навыки на роботе, они почувствуют себя увереннее, когда придут к пациентам.Занимаются с симулятором в основном будущие анестезиологи и реаниматологи. Время на помощь нередко ограничено. К примеру, при остановке дыхания нужно спасти человека за пять-шесть минут. Студентка лечфака София Верман знает об этом, поэтому быстро реанимирует «пациента». Компьютер показывает: справилась.
Обучение студентов на роботе-симуляторе пациента — iSTAN.
— Эмоции, конечно, зашкаливают, — впечатлена девушка. — Да и как иначе: на кону жизнь человека. Пусть и ненастоящего. Одно успокаивает: если ошибусь, программа подскажет, в чем был промах. Так без стресса и риска для жизни пациента отрабатываю алгоритм оказания неотложной помощи. Это здорово.
Будущим хирургам повезло не меньше. Для них есть виртуальный симулятор LapSim. С его помощью можно проводить виртуальные эндоскопические операции. В компьютер их загружено около 20. Студенты видят на экране монитора не только органы, но даже самые мелкие сосуды. Держат в руках два рычага, которые выполняют роль скальпеля и других инструментов. Они чувствуют прикосновение к тканям (как в реальности) и стараются не допустить кровотечения. За действиями следит программа: когда все заканчивается, показывает ошибки.
На правильном пути
Есть симулятор и для лор-операций. Он настроен на диагностику и лечение разных патологий. С проблемами носовых пазух, поражением барабанной перепонки, воспалениями ребята учатся справляться на нем. В программу можно загрузить и данные компьютерной томографии обычных пациентов.Студентам первых курсов оперировать и оказывать первую помощь пока рано. Зато ребята вовсю изучают анатомию. Среди самых активных — Софья Трабо. Изучать иллюстрации в учебниках уже не так актуально. Разобраться в дисциплине ей помогает комплекс «Анатомический стол». Он похож на огромный телевизор, где показывают 3D-модели органов и тканей.
— Изображения увеличиваются и уменьшаются легким касанием, — рассказывает Софья. — Виден каждый сосудик, даже самые маленькие железы, мышцы. Все элементы подписаны так, чтобы не перепутать. Мне нравится: быстро запоминаю все, что нужно, поэтому и тесты по темам сдаю легко.
Всего в БГМУ более 300 видов учебных приборов. От виртуальных манекенов, фантомов до симуляционного оборудования. Благодаря этому постигать медицину с каждым годом легче. После окончания вуза у молодых специалистов будет весомый практический опыт. Елена Симонова уверена, что такой подход послужит главному — качественному лечению:
— Мы работаем ради пациентов. Чем более знающего выпускника подготовим, тем больше пользы он принесет людям.Конечно, практику в клиниках не заменит даже самое современное оборудование. Но так закладываются основы. Остальному ребята научатся на передовой.
nev@sb.by