Надо всегда смотреть вперед

Президент посетил авиаремонтный завод в Барановичах

Президент посетил авиаремонтный завод в Барановичах

Тема состоявшегося накануне разговора Президента с заместителем председателя правительства России Дмитрием Рогозиным нашла свое практическое продолжение в Барановичах. Если коротко суммировать суть, речь идет о еще более глубокой интеграции военно–промышленных комплексов двух стран. Цель — усиление боевого потенциала собственных армий и все более активная совместная экспансия на внешние рынки вооружений. Во время посещения Президентом авиаремонтного завода в Барановичах можно было не только увидеть то, что уже сделано и делается в этом направлении. Но и ознакомиться с планами наших специалистов-оборонщиков на ближайшее будущее.


Скажу честно, впечатлило то, как видят наши специалисты гипотетическую войну будущего. Уже, наверное, никогда не будет состязания силы и натиска мощных, многочисленных широких фронтов. Опыт современных войн подсказывает: теперь это соревнование мобильности, точности и интеллекта. Кто быстрее выведет из строя важнейшие боевые центры противника — тот и победитель. И для этого уже не нужно бросать в кровопролитные массовые атаки батальоны. Сделавший за последние десятилетия огромный рывок вперед военно–технический прогресс привел к возможности решения таких задач издалека. Хирургически точными, молниеносными действиями. Здесь, пожалуй, поправлю себя. Впечатлило не то, как представляют наши специалисты войны будущего, а то, что они действуют в соответствии с этими представлениями, а на некоторых направлениях даже опережают их.


Знакомство с заводом началось с цеха ремонта и модернизации авиатехники. Для меня, человека далекого от технических дисциплин, то, что делают барановичские специалисты, сродни какому–то божественному таинству. С трудом представляю, как можно заново научить летать до основания разобранные машины, с ювелирной точностью соединив все узлы, штекеры и разъемы. А МиГи и «сушки» после этого не просто летают, но и набираются еще большей силой и ловкостью. В Барановичах, вспомнил Александр Лукашенко, некоторое время назад провели и вовсе уникальную работу. Истребитель–перехватчик Су–27 «переучили» на штурмовика так, что он может с успехом работать по наземным целям. В общем, авиаремонтники делают большое и важное дело. Если мы хотим, чтобы наши ВВС оставались на высоте, самолеты нужно обслуживать, ремонтировать и модернизировать постоянно. С чем в Барановичах успешно справляются. И все же сегодня одного лишь этого мало. Главнокомандующий призвал специалистов предприятия двигаться дальше: к созданию своей техники.


Предвижу, что кто–то уже скептически пожимает плечами. А ведь ничего нереального здесь нет. Речь, конечно, не идет о создании собственного самолета или вертолета. Ставится задача освоения производства его компонентов. Чтобы в тесной кооперации с Россией, возможно, и другими государствами, конструировать сложнейшие машины. Сегодня по такому пути идут даже очень богатые государства, понимая, что сосредоточиться одновременно на всем и трудоемко, и расточительно. Классический пример — «Аэробус», в создании которого принимают участие многочисленные компании из семи европейских государств.


Примечательно, что Барановичский авиаремонтный уже ступил на этот путь. Так, его специалисты уже сегодня умеют работать со всей «начинкой» боевых самолетов, кроме двигателей. В 2016 году выйдут на аналогичный уровень локализации и в ремонте вертолетов. Специализированным организациям будут отправлять также только двигатели и редукторы. Создавать собственные подобные производства просто экономически нецелесообразно. Следующий намеченный шаг еще более широкий. Барановичские инженеры и конструкторы приступят к созданию целых, как говорят специалисты, авиакомпонентов. То есть узлов, приборов и агрегатов. И эти планы уже находят заинтересованный отклик у ряда производителей авиатехники. Среди них, например, российская корпорация «Сухой».


Разумеется, такие планы не могли остаться Президентом не одобренными. Единственное, что он настоятельно порекомендовал, так это двигаться еще решительнее и действовать оперативнее.


Следующий цех — тоже уникальный. Здесь конструируют беспилотные летательные аппараты. Первые образцы уже подтвердили свою эффективность как разведчики на относительно небольших дистанциях. Их задача — засечь важные объекты противника, передать координаты на командный пункт, откуда тут же поступает приказ боевому элементу системы на уничтожение. Перспектива — уже, к слову, технически в целом проработанная, — расширение радиуса действия таких группировок до 300 и более километров. Настройка БЛА не только на разведывательную работу, но и ударную. Такой вот тактический элемент войны будущего, который еще вчера мог показаться чем–то из области научной фантастики.


Здесь же в цехе Президент заслушал информацию о перспективах развития Государственного военно–промышленного комитета. Докладывал его председатель Сергей Гурулев. Присутствовал министр обороны Юрий Жадобин. Из их ответов на уточняющие вопросы Главнокомандующего стало абсолютно очевидно: две важнейшие для обороноспособности структуры работают в тесной связке. Наш ВПК работает именно над тем, что необходимо армии. А параллельно выходит на новый этап своего развития, все больше наращивая экспортный потенциал.


Что касается перспектив Вооруженных Сил в целом, их основу, если в нескольких словах, составят силы специальных операций, элементы противодействия высокоточному оружию, радиоразведки и радиоэлектронной борьбы, эффективного огневого поражения. Госкомвоенпром при этом обеспечивает техническую сторону усиления этих систем. Причем многие из них уже созданы и успешно действуют. Работы продолжаются. А для чего? На этот вопрос Президент просто и понятно ответил в общении с работниками предприятия, проведя некоторые явные параллели:


— Чтобы не повторился печальный опыт наших братьев–украинцев. Когда надо было воевать — армии, оказалось, нет. Вроде 250 тысяч, как мне Янукович говорил, у него было штыков год назад, а когда коснулось — армии нет...


Чтобы этого не было, мы должны кормить своего солдата и беречь свою армию... Мы не агрессоры, воевать ни с кем не хотим. Но если кто–то сунется, мы должны быть готовы нанести этому агрессору неприемлемый ущерб. Чтобы он понимал: если сунется, ущерб будет страшный, поэтому лучше туда не лезть. Это наша доктрина. Только оборонительная. Нам надо защитить жизнь белорусов. Чтобы они жили на своей земле и были уверены в том, что детишки, которых они рожают, тоже защищены.


Другими словами, сильная армия — это прежде всего гарантия, что никакой войны не будет. Гипотетический противник просто сам не захочет войны, просчитывая то, какие может понести потери. Такой вот фактор сдерживания. А касательно Украины прозвучала еще одна важная мысль. Страна в тяжелом положении и ее ВПК, разумеется, тоже. Ситуация в чем–то напоминает ту, которая сложилась во всем бывшем СССР после его распада. Лишившись внутренних заказов, сильнейшая «оборонка» занялась по конверсии производством каких–то бытовых безделиц, а светлейшие головы конструкторов поехали по миру работать на тех, кого еще вчера считали вероятным противником. И сегодня мы не должны терять сотрудничества с военно–промышленным комплексом южных соседей, школа которых имеет огромный потенциал. Президент об этом сказал так:


— Украину сегодня фактически развалили, а там «оборонка» приличная. В том числе и в авиастроении. Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать. Чтобы не пропали мозговые, интеллектуальные, инженерные, конструкторские центры в Украине. И собственно производство.


Перед тем как покинуть Барановичский авиаремонтный завод, Президент сообщил, что внимание к ВПК будет и впредь пристальным. Следующим объектом инспекции станет похожее предприятие в Борисове. Только занимается оно ремонтом и модернизацией бронетехники. Задачи будут поставлены аналогичные: развивать собственное производство. У нас для этого есть все. А главное — интеллект инженеров и конструкторов, который сохранили в трудные времена и дали стимулы для развития в нынешние.


Советская Белоруссия №62 (24445). Четверг, 3 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сафонов Анатолий
Авиаремонтный завод - это перспективно. Ремонтировать любую технику - всегда было выгодным делом. На этом поднялся Китай. Сначала они выпускали и наладили производство запасных частей к автомобилям, теперь - они выпускают автомобили на собственной базе. Запасные части и ремонт - всегда более востребованы, чем сама новая техника и это нужно развивать. У нас появятся инвесторы, продвигающие свою технику, а вместе с ней и ее обслуживание, а нам нужно приспосабливаться не только обслуживать, но и изготавливать запасные части. С уважением
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?