Краснопольчанин Андрей Гончаренко убежден: белорусская лялька — не просто игрушка, а философия

Надо цацкаться

Педагог-трудовик резьбой по дереву увлекся лет 20 назад. Со временем хобби переросло в нечто большее — стал участвовать в профильных фестивалях: областных, республиканских, международных. А потом решил «пойти по другой стезе». Объясняет это так: наши предки были прозорливы, выстругивая из дерева цацки, думали о том, чтобы не столько развлекать детей, сколько обучать их, подготавливать к будущей взрослой жизни. А еще он уверен: традиционные народные промыслы пробуждают в молодежи интерес к своим корням, истории.

Фото Дины Манико

Белорусский папа Карло 

Андрею Васильевичу 48 лет. А деревянных игрушек у него — целая коллекция. Как и инструментов для их создания. В его мастерской — бензопила, ножи, рубанки, топоры, лобзики, ложкорезы, фуганки... Большинство столярных инструментов ручной работы. С историей: некоторым 40, некоторым 100 лет. Их Гончаренко приобретал в экспедициях — специально колесил по деревням в поисках аутентики. 

— Я родился в деревне Яновке Краснопольского района. Застал те времена, когда в селе хватало талантливых плотников и столяров. Мужики сами и хаты рубили, и посуду из дерева делали. Все идет из детства, вот и я однажды решил «оживить» полено, — вспоминает Андрей Васильевич. — Вырезал аиста, поставил на своем участке. 

Сегодня на подворье Гончаренко — он живет в Краснополье в частном доме — цапли, совы, медведи, ангелы. В доме на стенах — диковинные рыбы и, конечно, множество деревянной кухонной утвари. Ложки и плошки он делает как для себя, так и на продажу.

— Я рыбак, и как-то, сидя с удочкой на берегу реки, заметил обгоревшее в кострище дерево. Тот дуб чем-то напоминал рыбу. Забрал головешку с собой, отчистил от копоти, вырезал из нее поделку, — вспоминает учитель. — С этого и началась моя «деревянная рыбалка». «Выуживал» нужное дерево и давал ему вторую жизнь: превращал в фантастических сомов, щук, окуней, карасей. Людям они нравятся. В этом году на «Славянский базар» в Витебск, куда я всегда привожу свои работы, специально за моей рыбой приехала жительница Санкт-Петербурга, в коллекции которой уже несколько таких причудливых фигурок.

Шедевры подмастерья

— Дерево — очень приятный материал, теплый, оно меня подпитывает, насыщает позитивом, — объясняет Андрей Васильевич. — Работаю с разными породами. Для более изящных резных изделий, малых архитектурных форм годится груша, рыб вырезаю из ольхи, а игрушки — из липы, которая мягче остальных, пластичнее. 

Гончаренко участвовал и побеждал в разных фестивалях и пленэрах — от областных до международных. У каждого из них была своя тематика, но он никогда заранее не рисовал эскизы, потому что предпочитает экспромт, импровизацию:

На пленэрах умелец с помощью бензопилы создает масштабные творения высотой от полутора метров. У каждой скульптуры своя история, философия. В этом году на международном конкурсе «Перевоплощение дерева» в Бобруйском районе краснопольчанин создал композицию — мужичка и лавочку, на которой вырезано: «Наша жизнь — сокровище». Темой было Купалье, и Андрей Васильевич увековечил в дереве человека, который впустую потратил жизнь в поисках «папараць-кветкі»:

— Люди постоянно ищут какое-то сокровище, не осознавая, что сокровище — сама жизнь. И что счастье не за тридевять земель, а рядом: это любимый человек, семья, работа. 

На пленэре в Белыничах смастерил сову с книгой. Смысл: даже мудрая птица знает, что нет предела совершенству. Творение подписал: «Жизнь живи — жизнь учись».

Гончаренко из тех, кто постоянно совершенствуется. Хотя его композиции и скульптуры украшают города Беларуси, их покупают соотечественники и туристы, себя он скромно называет подмастерьем:

— Мне повезло встретить настоящих мастеров, у которых многому учусь, с которыми подружился. Это прекрасные резчики по дереву — Василий Силков из Гомеля, Святослав Нехайчик из-под Борисова.

Курочки клюют по зернышку

Несколько лет назад Гончаренко задумал написать научно-исследовательскую работу о белорусских промыслах. Изу­чая специальную литературу, наткнулся на упоминание о первых деревянных игрушках — безликих болванчиках, стучащих молоточками. Тогда и загорелся: надо возродить традицию механической деревянной игрушки. Его кузнецов, стучащих молоточками, оценили на республиканском фестивале-ярмарке народных художественных ремесел «Вясновы букет». Андрея Васильевича это вдохновило, он всерьез увлекся игрушками. 

…На кругляше несколько курочек. Крутишь колесико — они начинают клевать зерно. Есть сельчанки, работающие цепями, дровосеки с топориками.

— Основная тематика моих произведений — сюжеты из сельской жизни, зарисовки на бытовые темы. Механические деревянные игрушки развивают мелкую моторику и мышление детей. Играя, они познают мир, осознают, как работали их предки: рубили дрова, ковали железо, собирали урожай, — объясняет Гончаренко.

     
     Фото из архива Андрея Гончаренко

Уроки творчества

На трудах наставник с ребятами мастерит не только примитивные деревянные табуреты. Его ученики делают как простейшие деревянные игрушки (лошадок, аистов), так и механических кузнецов. 

Никаких батареек, чипов и специальных механизмов. Всего две направляющие реечки, крепежные гвоздики. И — происходит чудо: игрушка оживает. Школьники в восторге. Примечательно, что они и решают, какой в итоге окажется лялька, сами ее ­ра­зу­крашивают.

— Меня радует, что им это интересно. Уже вижу в некоторых 10—13-летних учениках будущих столяров, плотников, резчиков по дереву, — откровенничает наставник. — Одному из учеников — Глебу Привалову, который пойдет в сентябре в 6-й класс, — в качестве летней практики предложил сделать резную подставку под горячее. Вообще-то эта работа уровня 9-го класса, но я надеюсь, что у него получится. Очень смышленый паренек.

Папины игрушки, народное творчество, обожают и дочки Андрея Васильевича — 12-летняя Ульяна и 10-летняя Аня. Одна отлично рисует, другая — поет, причем белорусские народные песни.

— Молодежь должна помнить свои корни, и я делаю все, чтобы привить им интерес к народным промыслам, — говорит Гончаренко.

Планов у наставника много. Например, сделать деревянные шахматы. Не простые, а в виде викингов. Опять же, чтобы дети, играя, 

КСТАТИ

Самые древние куклы были вырезаны из дерева или связаны из травы. В Древнем Египте они уже могли двигать конечностями. Куклы начала XX века научились говорить «мама». Сегодня есть такие, что могут распознавать предметы, голос владельца, выбирать фразы из сотен вариантов, заложенных в них программой. Но как бы ни менялись игрушки и технологии их изготовления, неизменным остается одно: дети будут обожать их всегда.

В ТЕМУ

Ольга Басаримова, заместитель директора по воспитательной работе школы г. п. Краснополье:

— Андрей Гончаренко — победитель многих конкурсов резьбы по дереву, его работы были оценены по достоинству на разных фестивалях: «Магiлёўская скарбонка», «Калядная зорка», «Лукоморье», «Александрия собирает ­друзей», «Вясновы букет», «Венок дружбы», «Золотая пчелка», «Золотой мастер». Нам ­повезло, что в нашей школе работает член союза мастеров народного творчества, который из обычного дерева делает удивительные, неповторимые вещи. Одни его работы заставляют улыбнуться, другие — задуматься. А главное — он через искусство прививает нашим детям интерес к народным традициям.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter