Надо сначала подсчитать

О сельхозкооперативах

У села — новые задачи. Одно дело — обеспечивать продовольствием 9 с лишним миллионов нашего населения. И совсем другое — перспективы поставок продовольствия для 160–миллионного рынка Единого экономического пространства. Заманчивые возможности требуют немалых усилий. Поэтому органично выглядят предложения об укрупнении сельхозкооперативов и передаче в их ведение по 7 — 12 тысяч гектаров земли. С одной стороны, логично: больше рынок — крупнее игроки. Однако не все так просто. Если смотреть на процессы глобализации на селе не с точки зрения наращивания валовых показателей, а просто подсчитать деньги.


В 1984 году средний белорусский колхоз–совхоз занимал примерно 3.379 гектаров. По 2.000 — 2.150 гектаров пахотных земель на каждое хозяйство. Такие размеры, доказали научные исследования, наиболее оптимальны. Хотя эксперименты по укрупнению проводились постоянно — безуспешно. Думаю, руководители и практики того времени об этом помнят. В этих границах в пересчете на душу населения колхозы получали: 701 — 767 килограммов зерна, около полутонны картошки, 96 килограммов овощей, 100 — мяса (в убойном весе), 663 килограмма молока, 370 яиц.


С тех пор размеры хозяйств не претерпели существенных изменений. И это не помешало им наращивать производство всех видов сельскохозяйственной продукции. Производство зерна на душу возросло более чем в 1,5 раза, сахарной свеклы — едва ли не втрое, овощей — в 1,8, мяса — в 1,7, молока — в 1,56 раза. Неплохой результат. Но за четверть века. И ценой громадных капитальных вложений, не окупившихся до сих пор.


В отличие от середины 80–х годов двадцатого столетия сегодня право на жизнь получили и другие формы собственности. К январю 2011–го у нас было 2.412 крестьянских фермерских хозяйств. Средний размер наделов — 48 га, в том числе 35,4 гектара пахотных земель. Около 8 тысяч работников. Об уровне технической оснащенности не стоит говорить. Никудышный. Чего не скажешь о результатах. Чистая прибыль — от 26 до 83 миллиардов рублей в год. Рентабельность: 25,4 процента в 2007 году — уровень, обеспечивающий полную окупаемость, и 38,2 процента в 2010–м, что позволяет уже вести речь о расширенном воспроизводстве. Единоличники производят 1,4 процента зерна и сахарной свеклы, 2 процента картофеля и 6 процентов овощей. И на своем мизерном сегменте рынка демонстрируют просто–таки чудеса. За последние 4 года вал по картофелю вырос втрое, сахарной свекле — в 9 раз, овощей производят больше в 4 раза, зерна — вдвое.


И это не предел, если бы не серьезное отставание их производственной базы. Именно по этой причине фермеры неохотно занимаются животноводством. Соотношение получаемых крестьянскими хозяйствами объемов зерна и овощей к мясу и молоку — 6 к 1. Вполне объяснимо. Для растениеводства требуется меньше капитальных вложений. Трактор, прицеп, хранилища. Это тебе не фермы. Господдержка единоличников крайне ограниченна. Увязана с возможностями экономики. С этим следует считаться. Хотя если даже уменьшить для крестьян отпускную стоимость тракторов и машин, семян, минеральных удобрений и пестицидов, то все это окупилось бы сторицей. Кстати, средний размер сельских хозяйств в Германии — 50 — 150 га. При этом ежегодно страна производит 46 — 50 миллионов тонн зерна с урожайностью 50 центнеров с гектара. Это я к тому, что размер субъекта хозяйствования, пожалуй, не главное в получении высоких результатов.


Более того, наши сельхозкооперативы, как мы убедились, серьезно проигрывают крестьянским хозяйствам в эффективности. Почему? Ведь форма собственности и у малых, и у крупных хозяйств негосударственная? Но в кооперативах сложнее управление и высок удельный вес самих управленцев. Слабее технологическая дисциплина. Меньше свободы в принятии решений. Ограничение цен. Остра проблема подбора опытных, одаренных руководителей. А без них беда. Еще один минус — мелкоконтурность белорусских полей. Так что резкое и необдуманное увеличение размеров сельхозпредприятий за счет их объединения, громадные финансовые вливания на переустройство могут породить сомнения в конечном результате и ухудшить управляемость.


Однако и начисто отрицать укрупнение сельхозкооперативов неправильно. Делать это, на мой взгляд, надо осторожно, сохраняя экономическую самостоятельность предприятий. Возможно, через создание сельскохозяйственных союзов, ассоциаций или других форм объединений. Главное, не бездумно, а по расчету.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter