Надо слезать с дивана

Вчера была подведена первая черта под наиболее яркой дискуссией последнего месяца. Палата представителей приняла в первом чтении поправки к избирательному законодательству... Мнения: оглядываясь на ноябрь

Вчера была подведена первая черта под наиболее яркой дискуссией последнего месяца. Палата представителей приняла в первом чтении поправки к избирательному законодательству. «За» проголосовали единогласно. В поддержку новаций высказались все 104 депутата, присутствовавших в Овальном зале. Полагаю, можно делать вполне уверенный прогноз о том, что изменения без особого труда пройдут и второе чтение...


Любопытна весьма вялая реакция на грядущие перемены некоторых политиков. В первую очередь тех, которые их необходимость выносили чуть ли не в основу своей платформы. Еще недавно некоторые оппозиционные партии не уставали твердить, что, скорее всего, воздержатся от участия в ближайших электоральных кампаниях. По крайней мере, в том случае, если не будут учтены поддерживаемые ими рекомендации некоторых западных институтов об усовершенствовании правил проведения выборов. И вот такая перспектива стала реальностью, а самые ярые в прошлом ее сторонники словно набрали в рот воды. Оставили тему на осмысление лишь политологам и журналистам. И это, пожалуй, первый в новейшей истории Беларуси случай, когда партноменклатура не воспользовалась шансом выйти на публику с суждением по поводу. Причем весьма серьезному. Раньше, бывало, они цеплялись даже за банальные, а порой и смешные мотивы для саморекламы. А нынче тишина. Почему?


Об этом чуть позже. Пока же вернусь в Овальный зал. Несмотря на единогласное одобрение проекта, его обсуждение было весьма содержательным. Депутаты долго не отпускали с трибуны докладчика — председателя Центризбиркома Лидию Ермошину. Буквально атаковали ее вопросами. Здесь не буду вдаваться в подробности. Обо всех предлагаемых новшествах и своем к ним отношении Лидия Михайловна достаточно подробно рассказала в нескольких интервью и во время недавней интернет–конференции «СБ». Остановлюсь лишь на одном моменте, который показался мне наиболее ярким.


Депутат Игорь Карпенко не без некоторой обиды заметил отмену требования о наличии партийной структуры в округе, по которому баллотируется кандидат. Парламентария — представителя Компартии Белоруссии — отчасти понять можно. Все–таки КПБ имеет организации во многих округах. Поэтому моральное право ревниво относиться к пришельцам из «диванных» партий, наверное, имеет. «У нас появился ряд партий, лидеры которых не вылазят из–за границы. Вместо того чтобы работать с избирателями, создавать «первички», они совершают вояжи. Может, партиям пора идти в народ, к людям?» — вопрошал коллег депутат.


Л.Ермошина ответила на это несколько неожиданно. Она привела статистику, по которой партийное участие в нескольких последних избирательных кампаниях упало примерно в 6 раз. А коль так, то необходимо запускать механизмы, стимулирующие участие различных неправительственных структур и общественных объединений в политическом процессе. Чуть позже эта мысль прозвучала еще раз, когда председатель ЦИКа призналась, что она сторонница смешанной избирательной системы. Правда, до тех пор, пока ее введение будет противоречить Конституции, о подобных трансформациях говорить рано...


Тема поддержки партий и движений так или иначе шла через все общение Л.Ермошиной с депутатами. О причинах такой заботы я поинтересовался у Лидии Михайловны уже после голосования. Ответ был таким: «Мы прекрасно понимаем, что политическая система страны многообразна и она будет улучшаться и укрепляться от того, что будут функционировать разнообразные и сильные политические партии и другие неправительственные объединения. Любое государство должно заботиться об этом». Весьма любопытное суждение. Особенно если учесть, что подавляющее большинство подающих хоть какие–то признаки жизни белорусских партий абсолютно внятно декларирует свою оппозиционность.


Может, именно поэтому они нынче и хранят молчание, не высказывают оценок? Обескуражены протянутой властью рукой помощи и не знают, как на это реагировать? Хотя, мне кажется, причина в другом. Упрощение процедуры участия в выборах для оппозиции может обернуться серьезным испытанием. Например, проблема создания «первичек» в округах нередко преподносилась так: «Власть зажимает. Оргструктуры создавать не дает. Тем и вытесняет нас с политического поля якобы на законных основаниях». Этот тезис охотно воспринимался зарубежными партийными друзьями. И вот теперь попробуем смоделировать ситуацию. Партии идут на выборы по новым правилам. Опять получают нулевой вариант. А поводов винить в этом власть уже не осталось. Здесь ведь даже самые задушевные приятели поинтересуются причинами. И, наконец, прагматично зададутся вопросом о настоящем раскладе политических сил в стране и реальном весе той или иной структуры.


Тяжелые для некоторых могут получиться выводы...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter