Для формирования экономического оптимизма необходимо больше говорить о конкретных успехах и преимуществах

Надо чаще хвастаться

Большинство белорусов отличаются прагматичностью и самокритичностью. Не любят у нас хвастаться успехами. Даже если они есть. Как говорится: работаем, тихо делаем свое дело… Некогда разговаривать, надо создавать. Еще менее любят у нас делиться своими планами. Чуть ли не до суеверности. Вдруг не получится? Сначала надо реализовать задуманное, а потом говорить уже о свершившихся фактах. И подход-то вроде бы правильный. Тяжело с такой позицией спорить на индивидуальном морально-этическом уровне. Но с точки зрения макроэкономики подобная скромность вредит. Даже очень. Психологические факторы и настроение людей всегда в значительной степени влияли на большинство экономических процессов: деловую и потребительскую активность, уровень сбережений, рынок труда… А позитивное поле формируется в том числе через демонстрацию успехов нынешних и достижений в будущем. И если промолчать, то информационный вакуум заполнится сомнениями и критикой. Иногда справедливой, тем не менее выглядеть она будет не совсем объективно без противовеса положительных эмоций. К сожалению, информационное сопровождение экономических процессов у нас поставлено еще не лучшим образом. Надо чаще хвастаться. Иначе за нас это сделают другие.


И делают. Одни только санкции сколько разных предположений и сомнений рождают. Опять же, вполне обоснованных. И опровергать их нет никакого резона: они объективны и имеют право на жизнь. Другой вопрос, что, во-первых, на западном направлении свет клином не сошелся. Во-вторых, при всех громких заявлениях те товары, которые нужны Европе, она покупает. Разве что делает это тихо и через третьи руки. В-третьих, без проблем в жизни не бывает. Они были, даже когда мировая экономика динамично росла. Вопрос не в наличии сложностей как таковых, а чтобы перспективы и возможности превышали реальные и потенциальные неприятности, был положительный баланс. 

Нельзя сказать, что экономической идеологии у нас не уделяют внимание. Информации публикуется достаточно много. В Белстате можно найти практически бесконечное количество числовых рядов, по которым можно анализировать макроэкономику во времени и пространстве. Однако эти цифры о чем-то говорят только относительно небольшому числу профильных экономистов, которые умеют их читать. Для большинства эти макроэкономические данные — не более чем набор чисел. 

К тому же человек так устроен, что на его настроение влияют больше не конкретные оцифрованные сведения, а эмоции. На этом построен весь маркетинг многих успешных брендов. Объемы выручки, скажем, сети фастфуда, ее рентабельность и другие финансово-экономические показатели смогут оценить инвесторы. А не посвященный в подробности общепита обыватель клюнет на информацию, что если все гамбургеры, изготовленные за год, поставить один на другой, то пирамида достанет до Луны. 

Конечно, это самый простой рекламный трюк. Но даже он работает. Почему бы и нашу промышленность, например, не преподносить красиво, интересно, сочно? А рассказать-то есть о чем. Доступно и понятно. Почему наши искусственные суставы высоко котируются? Обработка металлической поверхности у отечественных изделий более качественная, чем у многих европейских производителей. А как добиться такой полировки — целый научный роман. Может потянуть на бестселлер, если изложить его популярным языком.
А многие ли знают, что микросхемы белорусского производства присутствуют в ряде смартфонов с «откушенным яблоком» и без такового? А сколько всего интересного на предприятиях! Ведь на крупных флагманах есть опытно-конструкторские подразделения, которые что-то изобретают, пробуют, пытаются нащупать будущее. 
К сожалению, немало позитива остается за кадром широкого информационного пространства. Почему так происходит? Весьма многомерный вопрос. Есть и пассивность субъектов хозяйствования. Их тоже понять можно: конкуренция на внешних рынках высокая, раскрывать свои карты нет резона. Особенно в условиях санкций, когда на Западе специально обученные люди внимательно следят и выдумывают новые рестрикционные истории. Да и общая геополитическая и экономическая обстановка не способствует открытости и откровенности. С другой стороны, наши компании страдают от такой скромности. Хотя не всегда до конца этот факт осознают. Часто приходится слышать от флагманов: зачем нам коммуникационная активность в Беларуси, когда 70–90 процентов продукции уходит на экспорт? А конкуренция на рынке труда? Ведь одновременно многие промышленники жалуются, что молодежь не очень охотно идет на заводы. Причин много. Но в том числе надо демонстрировать яркие корпоративные перспективы. 

Увы, у нас так и не сформировалась гибкая инфраструктура для того же информационного обеспечения различных секторов экономики. Как правило, этим занимаются отраслевые ассоциации. В некоторых случаях — издательские подразделения, которые вроде бы и независимые, но фактически работают как бы в кластере с теми или иными отраслями. И ими же финансируются. Напрямую руководителям предприятий, их сотрудникам или профильным чиновникам выходить слишком часто в прямой эфир не всегда целесообразно. Не только у нас. Такая практика практически во всех странах существует. Естественно, в тех, которые могут похвастаться развитым индустриальном сектором. Несомненно, проблему в одночасье не решить. Но стоит начинать. Надо уметь не только хорошо работать, но и не менее красиво хвастаться. Конечно, не во всех сферах, но в большинстве при сегодняшних реалиях, если твоих успехов нет на широких просторах коммуникационного пространства, то и их ценность в значительной степени может снизиться. Достижения должны создавать ту позитивную среду, которая положительно влияет и на деловую активность, и на настроение граждан. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter