Предстоящее всенародное обсуждение проекта изменений в Конституцию — это важный этап взросления нации
09.12.2021 07:36:00
Беларусь стоит на пороге исторических перемен и неиссякаемых возможностей. 2020 год нам показал, насколько все достижения могут быть хрупки, если их не защищать и не гордиться своей страной. Будем откровенны, впервые внешние силы так системно и жестко испытали Беларусь с исторической точки зрения, погружая ее в буржуазный мятеж. Конечная цель проста: прибыль и продажа страны транснациональным структурам. Но мы выстояли и продолжаем созидательное движение вперед.
Появившиеся идеи об изменении Конституции, конечно, были не новы. Понятно, что каждому обществу претит статика. Любой закон, и уж тем более Конституция, не является застывшей нормой. Поэтому по инициативе Александра Лукашенко уже несколько лет велась работа над новой редакцией Основного Закона страны. События 2020 года укрепили Главу государства в осознании необходимости модернизации некоторых общественно-государственных механизмов в соответствии с новыми реалиями. Все уличные скандирования и визги беглых предателей сводились к одному — хотим перемен. Справедливости ради, отметим, что никто из них так до сих пор внятно и не пояснил, каких перемен, в чем они должны выражаться и с какой целью. Надо понимать, что любые изменения в формате государственного строительства необходимо сотни раз просчитать, скрупулезно выверить.
Сегодня анонсированный для обсуждения проект Конституции — свершившийся факт. Внесены дополнения и изменения в 77 статей, появилось 11 новых статей, предлагается новая глава, в которой прописаны роль, статус, полномочия и компетенции Всебелорусского народного собрания. ВНС становится высшим представительным органом народовластия. Расписан механизм избрания делегатов и их состав. Как ожидается, ВНС будет избирать судей и членов избирательной комиссии. Решения ВНС будут обязательны к исполнению для всех на территории Беларуси. Более того, принятые решения другими органами государственного управления, но противоречащие интересам национальной безопасности и Конституции, будут ВНС отменяться. Всебелорусское народное собрание сохранит баланс властей, а также систему сдержек и противовесов во взаимодействии общества и государства. Одновременно усиливается роль Национального собрания и Совета министров.
Вводятся новые полномочия ЦИК, как и обновленное ее название. Новацией является то, что право выдвижения в соответствии с проектом будут иметь трудовые коллективы, граждане, политические партии. Единый день голосования — это оптимально, эффективно и рационально.
Самым важным является то, что страна остается президентской с жесткой вертикалью власти и Президент структурно-функционально формирует Правительство. Это не позволит аферистам и некоторым политическим кругам извне делать из Беларуси марионеточное государство и управлять Главой страны. Вводится норма, о которой много говорили, особенно представители коллективного Запада, — Президент может избираться не более чем два срока подряд. Но одновременно по проекту Президентом может стать гражданин Беларуси, проживший в стране не менее 20 лет, возраст которого не меньше 40 лет.
В соответствии с проектом Основного Закона Конституционный Суд сможет проверять все вопросы, выносимые на референдум, и оценивать конституционность проведения выборов — в Парламент и Президента. Вносится позиция, по которой любой гражданин вправе обратиться по тому или иному вопросу в КС.
Важный аспект — стратегическое решение об атомной энергетике. Введено положение об использовании атомной энергетики исключительно в мирных целях, что должно многих критиков успокоить.
В современном мире актуальным вопросом является сохранение своей идентичности, исторической правды и памяти, ценностей и традиций. Мы уже были свидетелями попытки не просто государственного переворота с применением информационно-психологических методов воздействия, но желания перелицевать нашу историю под чуждыми каждому белорусу символами. Поэтому включение в проект Конституции пунктов, закрепляющих исторические традиции и культурные, семейные, религиозные ценности, — это залог будущего страны. Поставлен заслон культурной и ценностной интервенции.
Беларусь — одна из немногих стран в мире, в приоритете развития которой заложены принцип справедливости и социальная ориентированность. Усилены позиции по социальной поддержке населения. Одновременно с гарантиями в социальной сфере особый акцент сделан на ответственности граждан перед страной и обществом.
Считаю, что процесс обсуждения проекта изменений в главный закон страны — это важный этап взросления нации. Сейчас любой гражданин может высказаться и внести еще раз свои предложения. В то же время нельзя превращать дискуссионные площадки по обсуждению проекта Конституции в территорию политической борьбы. Мы должны осознавать, что находимся на пороге эпохальных решений своей судьбы, и потому велика ответственность перед будущими поколениями. Это наш всеобщий долг — обеспечить процветание, гарантировать мир и безопасность Беларуси.
В интервью МИА «Россия сегодня» Александр Лукашенко заверил, что не позже чем за несколько недель до нового года проект Основного Закона будет представлен на обсуждение. Впереди — большая работа по совершенствованию законодательства в соответствии с новой Конституцией и отстаиванию суверенитета Беларуси.
Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук
Появившиеся идеи об изменении Конституции, конечно, были не новы. Понятно, что каждому обществу претит статика. Любой закон, и уж тем более Конституция, не является застывшей нормой. Поэтому по инициативе Александра Лукашенко уже несколько лет велась работа над новой редакцией Основного Закона страны. События 2020 года укрепили Главу государства в осознании необходимости модернизации некоторых общественно-государственных механизмов в соответствии с новыми реалиями. Все уличные скандирования и визги беглых предателей сводились к одному — хотим перемен. Справедливости ради, отметим, что никто из них так до сих пор внятно и не пояснил, каких перемен, в чем они должны выражаться и с какой целью. Надо понимать, что любые изменения в формате государственного строительства необходимо сотни раз просчитать, скрупулезно выверить.
Сегодня анонсированный для обсуждения проект Конституции — свершившийся факт. Внесены дополнения и изменения в 77 статей, появилось 11 новых статей, предлагается новая глава, в которой прописаны роль, статус, полномочия и компетенции Всебелорусского народного собрания. ВНС становится высшим представительным органом народовластия. Расписан механизм избрания делегатов и их состав. Как ожидается, ВНС будет избирать судей и членов избирательной комиссии. Решения ВНС будут обязательны к исполнению для всех на территории Беларуси. Более того, принятые решения другими органами государственного управления, но противоречащие интересам национальной безопасности и Конституции, будут ВНС отменяться. Всебелорусское народное собрание сохранит баланс властей, а также систему сдержек и противовесов во взаимодействии общества и государства. Одновременно усиливается роль Национального собрания и Совета министров.
Вводятся новые полномочия ЦИК, как и обновленное ее название. Новацией является то, что право выдвижения в соответствии с проектом будут иметь трудовые коллективы, граждане, политические партии. Единый день голосования — это оптимально, эффективно и рационально.
Самым важным является то, что страна остается президентской с жесткой вертикалью власти и Президент структурно-функционально формирует Правительство. Это не позволит аферистам и некоторым политическим кругам извне делать из Беларуси марионеточное государство и управлять Главой страны. Вводится норма, о которой много говорили, особенно представители коллективного Запада, — Президент может избираться не более чем два срока подряд. Но одновременно по проекту Президентом может стать гражданин Беларуси, проживший в стране не менее 20 лет, возраст которого не меньше 40 лет.
В соответствии с проектом Основного Закона Конституционный Суд сможет проверять все вопросы, выносимые на референдум, и оценивать конституционность проведения выборов — в Парламент и Президента. Вносится позиция, по которой любой гражданин вправе обратиться по тому или иному вопросу в КС.
Важный аспект — стратегическое решение об атомной энергетике. Введено положение об использовании атомной энергетики исключительно в мирных целях, что должно многих критиков успокоить.
В современном мире актуальным вопросом является сохранение своей идентичности, исторической правды и памяти, ценностей и традиций. Мы уже были свидетелями попытки не просто государственного переворота с применением информационно-психологических методов воздействия, но желания перелицевать нашу историю под чуждыми каждому белорусу символами. Поэтому включение в проект Конституции пунктов, закрепляющих исторические традиции и культурные, семейные, религиозные ценности, — это залог будущего страны. Поставлен заслон культурной и ценностной интервенции.
Беларусь — одна из немногих стран в мире, в приоритете развития которой заложены принцип справедливости и социальная ориентированность. Усилены позиции по социальной поддержке населения. Одновременно с гарантиями в социальной сфере особый акцент сделан на ответственности граждан перед страной и обществом.
Считаю, что процесс обсуждения проекта изменений в главный закон страны — это важный этап взросления нации. Сейчас любой гражданин может высказаться и внести еще раз свои предложения. В то же время нельзя превращать дискуссионные площадки по обсуждению проекта Конституции в территорию политической борьбы. Мы должны осознавать, что находимся на пороге эпохальных решений своей судьбы, и потому велика ответственность перед будущими поколениями. Это наш всеобщий долг — обеспечить процветание, гарантировать мир и безопасность Беларуси.
В интервью МИА «Россия сегодня» Александр Лукашенко заверил, что не позже чем за несколько недель до нового года проект Основного Закона будет представлен на обсуждение. Впереди — большая работа по совершенствованию законодательства в соответствии с новой Конституцией и отстаиванию суверенитета Беларуси.
Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук