Предстоящее всенародное обсуждение проекта изменений в Конституцию — это важный этап взросления нации

Надежный фундамент будущего страны

Беларусь стоит на пороге исторических перемен и неиссякаемых возможностей. 2020 год нам показал, насколько все достижения могут быть хрупки, если их не защищать и не гордиться своей страной. Будем откровенны, впервые внешние силы так системно и жестко испытали Беларусь с исторической точки зрения, погружая ее в буржуазный мятеж. Конечная цель проста: прибыль и продажа страны транснациональным структурам. Но мы выстояли и продолжаем созидательное движение вперед. 

Появившиеся идеи об изменении Конституции, конечно, были не новы. Понятно, что каждому обществу претит статика. Любой закон, и уж тем более Конституция, не является застывшей нормой. Поэтому по инициативе Александра Лукашенко уже несколько лет велась работа над новой редакцией Основного Закона страны. События 2020 года укрепили Главу государства в осознании необходимости модернизации некоторых общественно-государственных механизмов в соответствии с новыми реалиями. Все уличные скандирования и визги беглых предателей сводились к одному — хотим перемен. Справедливости ради, отметим, что никто из них так до сих пор внятно и не пояснил, каких перемен, в чем они должны выражаться и с какой целью. Надо понимать, что любые изменения в формате государственного строительства необходимо сотни раз просчитать, скрупулезно выверить. 

Сегодня анонсированный для обсуждения проект Конституции — свершившийся факт. Внесены дополнения и изменения в 77 статей, появилось 11 новых статей, предлагается новая глава, в которой прописаны роль, статус, полномочия и компетенции Всебелорусского народного собрания. ВНС становится высшим представительным органом народовластия. Расписан механизм избрания делегатов и их состав. Как ожидается, ВНС будет избирать судей и членов избирательной комиссии. Решения ВНС будут обязательны к исполнению для всех на территории Беларуси. Более того, принятые решения другими органами государственного управления, но противоречащие интересам национальной безопасности и Конституции, будут ВНС отменяться. Всебелорусское народное собрание сохранит баланс властей, а также систему сдержек и противовесов во взаимодействии общества и государства. Одновременно усиливается роль Национального собрания и Совета министров.

Вводятся новые полномочия ЦИК, как и обновленное ее название. Новацией является то, что право выдвижения в соответствии с проектом будут иметь трудовые коллективы, граждане, политические партии. Единый день голосования — это оптимально, эффективно и рационально. 

Самым важным является то, что страна остается президентской с жесткой вертикалью власти и Президент структурно-функционально формирует Правительство. Это не позволит аферистам и некоторым политическим кругам извне делать из Беларуси марионеточное государство и управлять Главой страны. Вводится норма, о которой много говорили, особенно представители коллективного Запада, — Президент может избираться не более чем два срока подряд. Но одновременно по проекту Президентом может стать гражданин Беларуси, проживший в стране не менее 20 лет, возраст которого не меньше 40 лет.

В соответствии с проектом Основного Закона Конституционный Суд сможет проверять все вопросы, выносимые на референдум, и оценивать конституционность проведения выборов — в Парламент и Президента. Вносится позиция, по которой любой гражданин вправе обратиться по тому или иному вопросу в КС.

Важный аспект — стратегическое решение об атомной энергетике. Введено положение об использовании атомной энергетики исключительно в мирных целях, что должно многих критиков успокоить.

В современном мире актуальным вопросом является сохранение своей идентичности, исторической правды и памяти, ценностей и традиций. Мы уже были свидетелями попытки не просто государственного переворота с применением информационно-психологических методов воздействия, но желания перелицевать нашу историю под чуждыми каждому белорусу символами. Поэтому включение в проект Конституции пунктов, закрепляющих исторические традиции и культурные, семейные, религиозные ценности, — это залог будущего страны. Поставлен заслон культурной и ценностной интервенции.

Беларусь — одна из немногих стран в мире, в приоритете развития которой заложены принцип справедливости и социальная ориентированность. Усилены позиции по социальной поддержке населения. Одновременно с гарантиями в социальной сфере особый акцент сделан на ответственности граждан перед страной и обществом.

Считаю, что процесс обсуждения проекта изменений в главный закон страны — это важный этап взросления нации. Сейчас любой гражданин может высказаться и внести еще раз свои предложения. В то же время нельзя превращать дискуссионные площадки по обсуждению проекта Конституции в территорию политической борьбы. Мы должны осознавать, что находимся на пороге эпохальных решений своей судьбы, и потому велика ответственность перед будущими поколениями. Это наш всеобщий долг — обеспечить процветание, гарантировать мир и безопасность Беларуси. 

В интервью МИА «Россия сегодня» Александр Лукашенко заверил, что не позже чем за несколько недель до нового года проект Основного Закона будет представлен на обсуждение. Впереди — большая работа по совершенствованию законодательства в соответствии с новой Конституцией и отстаиванию суверенитета Беларуси. 

Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter