Бункер 2.0 - кто и как зарабатывает в сооружениях времен холодной войны

Надежно, как в бункере

Нигде больше не чувствуешь себя так безопасно, как в бункере. Зарабатывать здесь куда спокойнее.
Минимум уюта, максимум практичности, в интерьере преобладают минимализм и специальное оборудование, которое поможет пережить атомный взрыв. Наверное, у многих именно такое представление о защитных сооружениях гражданской обороны. Однако предприимчивые люди умудряются мыслить шире общепринятых стереотипов. В столице подобные помещения уже много лет арендуют предприниматели и используют их под самые разные цели: от складов до звукозаписывающей студии и технологических стартапов. Почему бизнес спускается в бункеры, разбирался корреспондент «Р». 

Для особых мест — особые требования

По данным МЧС сегодня в столице около 1000 защитных сооружений, предназначенных для нужд гражданской обороны. Это убежища, противорадиационные и защитные укрытия — сооружения, которые возводились в середине прошлого века. Сегодня они на балансе организаций, крупных государственных и частных предприятий. 

Содержать их в порядке — дело стратегической важности. В убежищах постоянно нужно поддерживать в рабочем состоянии все системы. Понятное дело, это требует денег. Поэтому вполне логично передать часть убежищ в аренду желающим заработать. А бизнес предложением заинтересовался. 

В МЧС рассказали: сегодня в столице арендовано не более 50—60 защитных сооружений. Точную цифру не назвали — информация для служебного пользования. 

Начать свое дело в бункере готовы не все. Как правило, там работают только те бизнесы, которым и под землей комфортно. Камнем преткновения могут стать ограничения со стороны МЧС. Начальник отдела организационного обеспечения государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минского городского управления МЧС Андрей Пархоменко перечислил основные требования:

— Запрещается использовать такие помещения под овоще-хранилища, склады тяжелых и крупногабаритных изделий, ядохимикатов, сыпучих и легковоспламеняющихся материалов, а также под жилье. В договоре аренды должны быть четко оговорены содержание и условия эксплуатации помещения в соответствии с инструкцией. Важно еще и то, что при необходимости арендатор обязан немедленно или в указанный срок освободить защитное сооружение по требованию арендодателя. Также нельзя производить перепланировку внутренних помещений, нельзя оклеивать обоями, производить отделку стен другими горючими материалами.


Но это еще не все. Кроме того, нельзя загромождать выходы. Также при сдаче защитных сооружений в аренду на арендатора возлагаются обязанности по контролю за техническим состоянием защитного сооружения. 

Как видно, требования совсем непростые и не все их потянут. Тогда в чем привлекательность для бизнеса? Владелец ломбарда на улице Ленинградской обратил внимание: кроме требований есть еще и психологический фактор — работать приходится в непростых условиях: без окон и со своей особой атмосферой. Но с этим можно мириться, если убежище находится на оживленной улице, в месте с большой проходимостью людей. Дальше все зависит от того, что у вас за бизнес и как вы его организуете. Не менее значимо, что подобные помещения допускается сдавать в аренду без проведения аукциона, а это важно для бизнеса в тех многолюдных местах, где все торговые площади уже заняты. 

Андрей Пархоменко обратил внимание на еще один момент:

— Специализированные предприятия периодически проверяют убежища на соответствие требованиям во время работы предпринимателей. По закону они проходят комплексную проверку раз в три года. Противорадиационные укрытия осматриваются ежегодно. Как правило, именно их сдают в аренду. Препятствовать проверке запрещается. Но проблем с бизнесом в столице у МЧС не было. Мы друг друга понимаем. Выселения из убежищ из-за приведения объекта в готовность для тренировки также не происходило. 

Стоит отметить, что МЧС старается не привлекать к учениям арендованные площади. Обычно такие места оперативно проверяют на готовность. Так что бизнесу бояться нечего — без крайней нужды трогать его никто не станет.

— Ни в одном районе нет такой ситуации, чтобы все защитные сооружения были отданы в аренду. Всегда есть выбор, где можно провести учение. Причем оборудование во всех сооружениях единое. Объекты обычно отличаются только планировкой. Предприниматели с пониманием относятся к экстренным службам. Мы со своей стороны тоже учитываем интересы бизнеса при наших тренировках.

Сокровища в подземелье 

Для каких целей сегодня бизнес арендует в Минске защитные сооружения? Под магазины непродовольственных товаров, ломбарды, склады, мастерские, бытовые помещения, студию звукозаписи. Разумеется, список этот далеко не полный.

Сергей Феденко — мастер, владелец и директор мастерской. В ювелирном деле уже более 20 лет.

Директор ювелирной мастерской, расположенной напротив железнодорожного вокзала, Сергей Феденко без преувеличения — ветеран ювелирного дела, занимается им более 20 лет. В 2002 году открыл мастерскую в бункере. Помещение было в не совсем презентабельном виде — пришлось делать капитальный ремонт. По условиям договора оборудование, предназначенное для гражданской обороны, и основные несущие конструкции не были затронуты.

— Почему мы обратили внимание на бомбоубежище? Ювелирка имеет такую специфику: драгметаллы могут притягивать к себе слишком много ненужного внимания. Хотелось свести к нулю возможность несанкционированного проникновения. Здесь нет окон, противовзрывные двери — штурмовать бесполезно. С проверками нас практически не беспокоят, а если и проверяют, то неудобств не вызывают. Наше помещение всегда было образцово-показательным.

Однако стоит отметить, что плата за аренду в течение всех лет аренды изменилась. Ранее был понижающий коэффициент за отсутствие оконных проемов и за специфику оказания бытовых услуг, а сейчас остался только один — за подвальное помещение.

Для ювелирной мастерской защитные сооружения крайне удобны — несанкционированный доступ сюда практически невозможен.

— Единственное, на чем мы еще недавно экономили — на отсутствии отопления. У нас и сейчас его нет — греемся зимой за счет работающих станков. Но энергетики пару лет назад определили, что мы также даем нагрузку на тепловые сети. Хотя мы отключены от отопления. Через нас идет только транзитная труба теплосети дома, которая по факту изолирована и зимой нас не греет. Однако с недавних пор за отопление платим.

Несмотря на такие моменты, работа именно в этом помещении Сергея Феденко вполне привлекает.

Самый технологичный бункер страны

Арендуют сегодня защитные сооружения и под необычные проекты. Пожалуй, самый технологичный бункер нашей страны находится недалеко от Минского технопарка.

Именно здесь команда MakeIT center, подразделения международного инженерного сервиса EnCata, во главе с Глебом Погореловым создала технологическое пространство, которое позволяет на 300 квадратных метрах под землей создавать любые проекты, связанные с электроникой и робототехникой. 

— Здесь можно собрать все, что ниже по сложности, чем мобильные телефоны. Сейчас у нас работает около 10 команд со своими стартапами.

Глава команды MakeIT center Глеб Погорелов показывает, как работает интерактивное рабочее место.

Как шутит Глеб, который к тому же еще и придерживается пацифистских взглядов, здесь не только можно переждать атаку вероятного противника, но и подготовить ответный удар. Из оборудования в бункере есть столы для прототипирования плат, комната для 3D-печати, фрезерные и станки с ЧПУ, сварочное оборудование. Есть даже вендинговые машины со специфическими товарами вроде датчиков, которые нужно неделями ждать из Китая.

— Прежде чем работать здесь, нужно зарегистрироваться на нашем сайте. Затем вы попадаете в нашу систему, к которой подключен каждый станок. Далее пользователь проходит обучение технике безопасности для работы именно на том оборудовании, которое ему нужно. Сдает экзамены, и мы допускаем его к станку. После этого он сканирует смартфоном qr-код станка, бронирует время работы. А дальше наша система подает питание — и вы готовы к выполнению поставленных задач.

Кстати, за порядком на рабочем месте следит компьютерная система, основанная на нейронной сети. Если заметили частое пренебрежение правилами, то начисляются, как здесь говорят, «штрафные очки в карму». А в некоторых случаях и отключают от сети.

В технологическом пространстве бункера MakeIT можно собрать все, что ниже по сложности, чем мобильные телефоны.

Из необычных проектов, над которыми здесь работают, можно назвать 3D-принтер, беспилотник для помывки здания, промышленный пылесос для производства, шарики для гольфа с обратной связью.

Все станки, которые находятся в помещении, стоят около 400 тысяч рублей. Бункер при этом команда получила в базовом состоянии:

— Мы проверили все те системы, которые нам разрешили. Привели их в нормальное состояние после 20 лет простоя, убедились в работоспособности. Этот бункер теперь не просто дееспособен, а, наверное, самый технологически продвинутый в стране. Возможно, теперь мы даже могли бы заниматься модернизацией подобных помещений, потому что детально во всем разобрались. Это, конечно, шутка, но мы очень серьезно относимся к тому, чтобы здесь все работало как часы. Это влияет и на качество нашей работы.

Цена за метр непробиваемый

Теперь цифры. Как же сегодня рассчитывают стоимость квадратного метра аренды защитного сооружения? Начальник отдела использования нежилых помещений и арендных отношений Минского городского центра недвижимости Галина Симоненко разложила все по полочкам:

— Сдача в аренду государственного имущества регулируется Указом № 150. В этом документе есть положение, которое определяет стоимость квадратного метра. Стоимость аренды рассчитывается по формуле. В ней учитывается базовая ставка арендной платы, которая составляет 50 процентов от базовой арендной величины (с 1 апреля — 16 руб-лей 90 копеек). Арендная плата определяется с учетом таких коэффициентов, как коэффициент спроса на недвижимость, коэффициент местонахождения (чем ближе к центру, тем дороже квадратный метр). 


Стоит отметить, что сегодня арендная плата не зависит от специфики использования помещения. Ранее для офисных помещений и производственных она варьировалась. Стоимость квадратного метра защитного сооружения определяют в основном по техническому состоянию и спросу на эту недвижимость. Часть арендной платы, полученной арендодателем, перечисляется в бюджет города. Основная цель арендодателей — эффективное использование имеющегося у них на балансе имущества. 

— Для понимания приведу вам конкретные цифры, — объясняет Галина Симоненко. — Например, для центральной части города ставка сегодня при максимальном коэффициенте составит 24,2 рубля за квадратный метр, а при минимальном — 4 рубля. На окраине города максимальная ставка составит 14,49 рубля, а минимальная — 2,41 рубля.

Вместе с тем Указ № 150 также предусматривает понижающие коэффициенты в зависимости от видов деятельности и категории арендаторов. Так, например, они есть для госорганизаций, общественных объединений, юрлиц, которые привлекают к работе инвалидов и т. д. На понижающий коэффициент могут рассчитывать предприниматели, которые работают в сфере бытовых услуг, пошива и ремонта одежды. 

— При этом арендодателю нужно учитывать, что цена аренды должна оставаться выше тех издержек, которые он несет при содержании помещения. 

Сегодня стоимость аренды защитного сооружения практически не отличается от других помещений. Бизнесменов, как правило, бункеры привлекают удобством расположения, защищенностью. Плюс — что их могут сдавать в аренду без аукциона.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter