Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

Надежная точка опоры

— Африка давно проснулась. Без Африки не может быть перспективы в мире вообще. Без Африки мир развиваться не может... Будущее за Африкой. Это наши друзья. Мы с ними договариваемся во имя наших народов. Мы идем с миром. Мы не идем, как когда-то шли колониалисты. Мы несем сюда технологии и обучаем здесь им людей, готовим специалистов. Мы с глубоким уважением и признательностью относимся к народу Зимбабве. Мы, и это я хочу отдельно подчеркнуть, идем в Африку не для того, чтобы нести некие иллюзорные демократические ценности. А идем работать вместе с вашими руководителями на благо народа Зимбабве.

31 января 2023 года, Александр Лукашенко в ходе государственного визита в Зимбабве.

О важности точных прогнозов

Визит Президента в Зимбабве — событие, вне всякого сомнения, прорывное. Оно говорит в том числе и о том, что даже на время вынужденной паузы в контактах на высшем уровне (из-за COVID-19 и других причин) дипломатическая работа, налаживание торгово-экономических контактов не прекращались ни на день. Так уже заведено в Беларуси, что политический туризм здесь неприемлем. Глава государства посещает ту или иную страну только в том случае, когда уже наработана определенная база взаимодействия и визит рассматривается в качестве стимула, импульса, который придаст ему еще большую динамику.


В лице Хараре Минск нашел еще одну точку опоры на Африканском континенте, и сколько бы ни твердили злословы о малозначительности этого обретения, такие досужие рассуждения умно звучать не станут. Тут впору вспомнить замечания некоторых «мыслителей» примерно 30 лет назад о нецелесообразности выстраивания добрых белорусско-китайских отношений.

Что ж, удел глупцов постоянно садиться в лужу. Сегодня они лишь стыдливо отводят глаза, когда им напоминают об их заблуждениях треть века назад. Сегодня Китай — один из мировых глобальных центров, парт­нерством с которым гордятся крупнейшие экономики планеты. И то, что Минск и Пекин связывает «железное братство и всепогодное партнерство», — огромное достижение белорусской внешней политики и лично Лукашенко.

Весомый потенциал

Параллели с Китаем тут не случайны. Сегодня недалекие «эксперты» в своих умствованиях также дрейфуют в сторону недо­оценки Африки. Между тем на континенте живет, на минуточку, порядка 17 процентов населения Земли, а вот производится только 3 процента планетарного ВВП. И ладно бы здесь простирались лишь безжизненные пустыни. Плодородных земель более чем достаточно, чтобы не только решить проблему голода на своем материке, но и войти в число ведущих мировых поставщиков продовольствия. А что касается потенциала для развития промышленности, для его понимания достаточно взглянуть в африканские недра. Там фактически вся таблица Менделеева. Просто неисчерпаемая сокровищница планеты. Общая проблема континента — нехватка технологических компетенций. И вот кто в этом подставит Африке плечо сегодня, тот и будет завтра получать пользу от добрых отношений.

Причина столь огромного разрыва между ресурсным потенциалом и уровнем экономического развития известна — тяжелое колониальное прошлое. Пример Зимбабве (до обретения независимости страна называлась Южная Родезия) тут хрестоматийный. Страна с богатейшими недрами. Здесь просто огромные залежи золота, платины, хрома, никеля, бериллия, алмазов, изумрудов… Всего с ходу и не перечислить. На все это богатство в XIX веке с удовольствием наложили лапы британские колонисты. Многие из них занялись сельским хозяйством, и даже после обретения страной независимости в 1980 году чуть ли не вся земля здесь оставалась поделенной между белыми хозяевами еще добрых два десятка лет. Они вгрызлись в недра, нещадно эксплуатировали дешевую рабочую силу, в общем, барствовали в свое удовольствие, а технологиями делиться не спешили. Зачем, если богатства и так плывут в руки.

Нам легко понимать друг друга

Разумеется, так долго продолжаться не могло. Тут мы подходим к одному очень любопытному моменту, который тоже объясняет, почему нам достаточно легко понимать друг друга с народом Зимбабве. В какой-то период люди решили вернуть себе право быть хозяевами на своей земле и белых господ попросили на выход. Разумеется, такой поворот очень не понравился коллективному Западу. И вот Великобритания, Евросоюз и США синхронно обрушились на страну с их любимой санкционной дубиной. Случилось это в 2002 году, и до сих пор режим рестрикций ежегодно продляется.

У белорусов тоже не раз пытались отнять право быть хозяевами на своей земле. Самым жестким образом — в 2020-м. За свое стремление к самостоятельности, суверенности и независимости мы расплачиваемся тем же: работой под жестким санкционным давлением. Справляемся. И коль в мире находим единомышленников, заинтересованных в честном взаимодействии, значит, вместе станем еще крепче и сильнее.

О чем еще говорил Президент Беларуси во время визита

♦ Вы должны знать, что там, в центре Европы, есть такая страна — Беларусь, которая всегда готова подставить вам плечо в любой ситуации. Мы результаты этого визита положим на чашу весов мира и прогресса.

♦ Санкции американцы ввели против вас не потому, что вы недемократичны. А потому, что вы решили взять под контроль свою страну и полезные ископаемые. Вы не пускаете сюда разного рода международных проходимцев и жуликов, чтобы они пользовались вашими недрами. В этом причина санкций. Вас снова, как это было в прошлые века, хотят поставить на колени. А Президент и власть Зимбабве этого не хотят. Вот отсюда санкции.

♦ Берегите мир! Не сумеете это сделать — снова попадете под колониальный гнет. Будьте бдительными, аккуратными. Не верьте крикунам, скакунам. Только благодаря вашему труду вы можете достичь собственного благосостояния.

♦ Хочу поблагодарить американцев и весь западный мир за то, что они ввели против нас санкции. В противном случае на этом огромном поле стояли бы не белорусские тракторы, а американские и немецкие.

ДОСЛОВНО

Эммерсон Мнангагва, Президент Зимбабве:

— Мы смогли благодаря Беларуси раз и навсегда решить вопрос продовольственной безопасности страны… Мы готовы дружить с Беларусью и со всеми странами, которые разделяют наш подход. Не может быть такого, чтобы одна страна была лошадью, а другая — погонщиком. Мы или все вместе лошади, или погонщики. Мы все должны быть в одной лодке и смотреть одинаково. С момента нашей первой встречи с Александром Лукашенко у нас выработалась какая-то «химия». И мы поняли, что одинаково смотрим на вещи, на развитие наших стран. С тех времен мы дружим и вместе работаем на благо наших народов.

Счет сотрудничества

В рамках начатой в 2020 году программы по механизации в фермерские хозяйства Зимбабве белорусские производители поставили более 1,8 тысячи тракторов и около 80 зерноуборочных комбайнов. Дан старт уже третьей фазе этой программы на сумму свыше 66 миллионов долларов. Она предполагает поставку более 3,7 тысячи единиц тракторной техники и 60 комбайнов для местных аграриев в течение ближайших полутора лет. Для нужд местных муниципалитетов в Зимбабве начаты поставки пожарных автомобилей белорусского производства. Кроме того, в стране уже успешно эксплуатируется карьерная техника БЕЛАЗ. Достигнута договоренность о поставке еще более 30 самосвалов БЕЛАЗ. Обеспечивается также и сервисное обслуживание белорусской техники.

Высшая дипломатия

Вчера в Абу-Даби Александр Лукашенко встретился с Президентом ОАЭ шейхом Мухаммедом бен Заидом аль-Нахайяном. Переговоры лидеров Беларуси и ОАЭ прошли во Дворце Аль-Шати — резиденции руководителя Объединенных Арабских Эмиратов.

Как Беларусь развивала африканский вектор

Будет большой ошибкой считать, что африканский вектор белорусской внешней политики возник только сейчас, вдруг и из ниоткуда. Некоторые «эксперты» сегодня стараются продвинуть мысль, что на этот континент Беларусь пошла от безнадеги, после того как из-за санкций закрылись продвинутые западные рынки. Ерунда полная. Во-первых, с той продукцией, с которой мы идем в Африку, на «цивилизованные» рынки просто не пробиться, там своих аналогичных производителей хватает и очень не любят конкурентов. Во-вторых, африканский вектор мы начали разрабатывать давно и постепенно. Как, собственно, и прочие направления дальней дуги. К этому обязывают реалии белорусской экономики. Вот как говорил об этом Президент на совещании с руководителями загранучреждений в 2004 году:

— Это, если взять в кавычки, не наша вина и беда, что нам надо, исходя из внутренних реалий, стремиться присутствовать и на большом Юге, и в Европе, и в России, других крупных государствах, даже в Африке и Латинской Америке. Это подарок нам, доставшийся от Советского Союза. Хоть и тяжелый подарок — это та величайшая экономика, наукоемкая, разумная, умная, которая была создана здесь у нас, в Беларуси. Она огромная, порой даже, я бы сказал, излишняя для нашего населения, нашего государства. Но поскольку мы решили, что не будем ее сбрасывать, наоборот, будем развивать, мы вынуждены действовать в разных точках нашей планеты.


С момента обретения независимости Беларусь целенаправленно расширяет свое присутствие на Африканском континенте. Минск связывают дипломатические отношения с 51 из 54 стран материка. Первые белорусские загранучреждения были открыты в Египте и Южно-Африканской Республике. Сегодня Беларусь имеет 5 диппредставительств на этом континенте: к Египту и ЮАР добавились Нигерия, Кения и Зимбабве. Это опорные точки для продолжения работы в данном регионе. Актуальность движения в этом направлении Александр Лукашенко обозначил, принимая верительные грамоты иностранных послов в декабре 2013 года:

— Сегодня только ленивый не идет в Африку. Для каждого делового человека там есть сфера приложения. Уверен, развитие нашей планеты без подключения к этому Африканскому континенту невозможно. Именно там основные ресурсы и резервы земли. Очень несправедливо, что сегодня Африка находится на таком уровне развития, ниже, чем Европа, и сегодня эта несправедливость начинает устраняться.

Да, развитие сотрудничества не имело взрывного характера, оно набирало обороты постепенно. К 2021 году мы вышли на товарооборот со странами континента в полмиллиарда долларов (из которых 480 млн — наш экспорт), а еще в 2016-м этот показатель едва превышал 200 миллионов. Раньше — и того меньше.

Поступательное движение имеет свое логичное объяснение. Здесь надо учитывать массу нюансов. В том числе ментальность местного населения, его обычаи и исторический опыт. Наивно рассчитывать, что, имея тяжелое колониальное прошлое, ­африканские народы будут без оглядки кидаться в объятия к первому встречному заезжему белому. Здесь дружбу и право на честное партнерство нужно заслужить добрыми делами, доказать им чистоту намерений. В Послании к белорусскому народу и Национальному собранию в 2014 году Глава государства отмечал:

— Очень осторожно, аккуратно мы пытаемся продвигаться и в африканском направлении. Нам ведь много не надо, нам надо ровно столько, чтобы наш народ нормально жил, и под это мы будем верстать свою внешнюю политику. Спокойная, нацеленная на равноправное сотрудничество и взаимную выгоду внешняя политика Беларуси — залог того, что круг наших партнеров продолжит расширяться, а белорусский народ будет получать от этого все более весомую отдачу.

И такой подход нашел отклик. На памяти выступление Президента Беларуси в парламенте Судана во время его официального визита в эту страну в 2017 году. Александр Лукашенко говорил на русском с синхронным переводом, но, несмотря на это, он донес дух добрых намерений Беларуси в поиске партнеров в Африке. Смог провести мысль, что Минск не стремится записаться в неоколонисты. Не наш масштаб, да и вообще не наш путь. Мы ищем взаимовыгодные варианты партнерства и с радостью отзовемся на встречное движение. Речь белорусского лидера прерывалась аплодисментами раз двадцать. Овацией встретили суданские парламентарии и общий вывод:

— Наступает период, когда мы можем очень широко сотрудничать. И надо использовать этот момент… Кто раньше в Африке начнет подъем, тот выиграет… Африка — это будущее всей планеты. Сегодня и завтра за счет Африки будет развиваться весь мир.


Не менее тепло за несколько дней до этой встречи прошли переговоры Александра Лукашенко и с руководством Египта. Хотя с этой страной нас уже связывали (и связывают до сих пор) достаточно крепкие деловые и дружеские контакты. А в целом задачи уже для белорусского Правительства и дипломатии Президент актуализировал на совещании по приоритетам внешней политики в июле этого же года:

— С учетом стабильно высокого роста развивающихся экономик повышается значимость расширения нашего присутствия на еще одном огромном рынке дальней дуги — африканском. Мы там работаем, но масштабы надо расширять… Не надо думать, что Африка — это сплошная бедность и там нечем платить. Неправда. Ничего подобного. Без ресурсов этого континента мир сегодня не в состоянии динамично развиваться. Мы не должны упустить свои возможности в конкурентной борьбе за африканские рынки. Здесь предстоит большая, напряженная работа.

Потенциальные африканские партнеры услышали призывы, звучащие из Минска. Тон, дух и содержание встреч и переговоров в Хараре лучшее тому подтверждение. Отклик нашла искренность белорусских инициатив, чего Африканскому континенту всегда не хватало в диалоге с Западом, которым движет исключительно жесткий и даже циничный прагматизм. В беседе с журналистами в июне прошлого года Глава государства говорил об этом прямо:

— Они ободрали и поставили на колени всю Африку. У транснациональных западных компаний они рабы. Они работают на них за копейку. Вот в чем главная причина — неравенство. Поэтому надо раскошелиться европейцам, американцам, китайцам и россиянам не на оружие, а вложиться в эти страны, создать там нормальную ситуацию. В Африке все может расти.

А белорусы идут на Африканский континент и начинают там работать именно на принципах равноправия. И мы уже видим перспективные ростки сотрудничества, которые будут только крепнуть. Ведь такие страны, как Зимбабве, обе стороны дальновидно рассматривают как хаб, с которого можно вместе выходить на другие страны региона и работать там на общую пользу.

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter