Надежда Скардино объяснила, почему решила завершить карьеру

Надежда ушла

НАДЕЖДА СКАРДИНО завершила спортивную карьеру. Большинство болельщиков привыкли видеть ее с сияющей улыбкой на лице, которая, равно как и сверхточная стрельба, стала визитной карточкой биатлонистки. В прошлом сезоне у Надежды получалось все: сначала была первая в карьере победа на этапе Кубка мира, затем завоевание Малого хрустального глобуса в зачете индивидуальных гонок и, наконец, главная награда, к которой стремится каждый спортсмен, — олимпийское золото. Во время празднования Международного олимпийского дня в Минске Надежда была в эпицентре событий — фотографировалась и общалась с многочисленными болельщиками, озаряя фирменным позитивом всех вокруг. Но при общении с журналистами улыбка с лица Надежды ушла. Биатлонистка все чаще отводила взгляд в сторону, стараясь совладать с эмоциями. Удавалось не всегда: объявляя о решении завершить карьеру, лучший снайпер мирового биатлона под прицелом телекамер едва сдержала слезы. 


— Прошлый сезон был лучшим в вашей карьере. Почему решили уйти на пике?

— Этот сезон был отличным, самым лучшим для меня. В какой-то момент я, может быть, даже меняла свое решение и думала о продолжении карьеры, но когда приехала домой после окончания сезона, поняла, что накопилась очень сильная усталость. Я посчитала время, которое тренировалась почти без остановки, с одним месяцем отдыха, — это 16 лет. Я считаю, что это достаточно для женщины. И, возможно, ей нужно все-таки отдохнуть. 

— Усталость — это единственная причина, подтолкнувшая вас к такому решению?

— Обдумав все, я поняла, что не уверена, что у меня хватит сил на следующий сезон. К счастью или к сожалению, я человек, который работает на результат. И если я буду понимать, что результата нет, если я буду видеть это, я намного больше расстроюсь, чем если закончу карьеру до этого. Контракт с Министерством спорта и туризма заканчивается 1 июля. Нам предлагают разные варианты для того, чтобы мы и дальше тренировались. Но дело в моей мотивации и моих силах. Нужно настроиться на то, чтобы весь год отдавать свои силы и работать на результат. И вопрос в том, насколько я могу сделать это. Пока я не готова. Не думаю, что мое решение преждевременное. Возможно, лучше освободить место для какой-то молодой спортсменки, которая сможет отдавать все силы на спорт, сможет реализовать себя. Это будет спортсмен для будущего, а не для прошлого. 

— Вы родились в Ленинграде, но переехали в Беларусь, чтобы стать биатлонисткой. Наша страна стала для вас домом?

— Я очень люблю биатлон, очень люблю Беларусь. Спасибо ей, что я смогла быть здесь, смогла выиграть то, что, наверное, даже не мечтала выиграть. Это прекрасная часть моей жизни. Сейчас я понимаю, что мне нужен отдых. Иногда что-то должно заканчиваться, чтобы начиналось что-то новое, не менее прекрасное, чем спорт и биатлон. 

КСТАТИ

Надежда Скардино уже определилась со своим будущим. Теперь главный вопрос, который волнует любого биатлонного болельщика, в том, продолжит ли карьеру лидер национальной команды четырехкратная олимпийская чемпионка Дарья Домрачева. Прима белорусского биатлона свое решение пока не озвучила, но в своем аккаунте в социальных сетях поблагодарила Надежду Скардино: «Это была блестящая карьера!!!!! Спасибо за все то, что мы прошли вместе! Спасибо за всегда верное плечо поддержки! Спасибо за азарт на тренировках! За веселые деньки вместе и за деньки в преодолениях тоже вместе! Есть что вспомнить!!! Спасибо за снайперский талант! Спасибо за твои успехи и трудолюбие! Впереди столько всего интересного! Команда — есть команда. Я всегда рядом».

Tanyapast91@gmail.com

ПОСТФАКТУМ

Надежда Скардино завершила карьеру. Решение это далось спортсменке не сразу и не просто. Только недавно, кажется, окончилась Олимпиада в Пхенчхане, где в составе эстафеты Надя стала олимпийской чемпионкой. Впереди маячил новый сезон, в котором Скардино виделась одним из лидеров команды. Обычно при таких раскладах спортсмены до последнего цепляются за место в составе. Особенно те из них, кто в свое время решил сменить спортивную прописку и начать выступления за Беларусь. Скардино, по сути, тоже не местная. И потому ее нынешнее решение заставляет говорить не только о биатлоне.

Белорусский паспорт Надежда Скардино получила в 2004 году. В 19 лет. Имея за плечами серьезный лыжный опыт в России. Там пришлась не ко двору. Здесь получила шанс. Казалось бы, история, в белорусском спорте повторявшаяся не единожды в различных интерпретациях и видах спорта. Но есть существенные отличия. Спортивных гастарбайтеров в наших краях за последние годы действительно побывало немало. Мелькание лиц и паспортов у подавляющего большинства болельщиков уже начинает вызывать головокружение. Кто–то помнит, например, как выглядела Анастасия Шведова? Россиянка (к слову, как и Скардино, из Санкт–Петербурга) появилась здесь в 2009–м, смеясь, называла себя «белорусочкой» и оставила на память рекорд страны в прыжках с шестом, к которому сегодня только начинает подбираться наша Ирина Жук. Сомнительный багаж. Впрочем, не самый странный. Только минувшей весной из лыжной сборной попросили наконец–то целую ватагу россиянок. Те, помнится, поначалу тоже говорили про открывающиеся перспективы и новую родину, а закончилось все вопиющими нарушениями режима, конфликтами с тренерами, склоками в команде и провалом на Олимпиаде, после которого болельщикам стыдно было не за них, а за себя.

А баскетбол! Линдсей Хардинг, несколько лет помогавшая женской сборной, — своего рода исключение. Она, по крайней мере, была честна и профессиональна. И, кстати, всерьез пыталась узнавать что–то новое о Беларуси. Ближе к окончанию карьеры в нашей сборной даже «дзякуй» говорила. А кто–то вспомнит навскидку, какую пользу стране принес Данте Стиггерс? Также, между прочим, обладатель белорусского паспорта. Или канадец Дэнни Гру, которого в 2012–м белорусифицировали вместе с Джеффом Платтом, Кевином Лаландом и Шарлем Лингле? Те парни, кстати, тоже, хотя и принесли спортивную пользу, едва ли отождествляли себя с новой страной. Отыграли — разбежались...

Скардино — другая. Она — в ряду плеяды иностранцев по рождению, имена которых навсегда вписаны в историю белорусского спорта. Настолько крепко и органично, что многие из нового поколения поклонников спорта даже мысли не допускают, что легенда борьбы Александр Медведь родился в украинской Белой Церкви, Сергей Мартынов — в Подмосковье, Виктор Сидяк — в Кемеровской области, а Эдуард Малофеев — в Красноярске. Фристайлисты Алла Цупер и Антон Кушнир в Беларусь, кстати, тоже переехали совсем не в юниорском возрасте, но каждым поступком доказывают, что для них получение нового паспорта — не просто пропуск к международным стартам и приятным призовым. «Я решила завершить карьеру. Спасибо, Беларусь, всем спасибо», — чтобы сказать эти слова, Надежде Скардино потребовалось большое усилие. И в этом трогательном прощании была неподдельная искренность.

В последние дни тема спортивного гражданства вновь стала актуальной. В свете прощания Надежды Скардино, операции Динары Алимбековой и неопределенности Дарьи Домрачевой в биатлонных кулуарах обсуждают готовый к высадке в «Раубичах» десант биатлонистов из–за восточной границы. Но состав его и чаяния пока резко диссонируют со словами Скардино и заставляют чаще вспоминать не ее, а, скорее, лыжника Михаила Куклина. Меньше чем за год до минувшей Олимпиады посреди сезона лидер нашей сборной «передумал» быть белорусом и перспективе выступить в Пхенчхане предпочел службу в российской полиции. Тогда спортсмен даже не удосужился объясниться (куда уж там до слез расставания), а пару недель назад среди претенденток на место в белорусской биатлонной сборной значилась супруга Михаила Лариса. От всех этих гешефтов уже кругом голова. Беларуси нужны результаты. Иностранцы не прочь на этом заработать и почти без отбора поездить по международным стартам. Все вроде бы в выигрыше, вот только за этими сделками теряется сама суть соревнований национальных сборных. Зачем все это? Не лучше ли по примеру лыжников волевым решением поставить «фильтр» на входе и за редким исключением делать ставку на пусть пока и не оправдывающих ожидания, но своих воспитанников? Все–таки понятие «национальная сборная» подразумевает нечто большее, чем просто место в итоговом протоколе очередного топ–турнира.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter