Надежда нации. Композитор против коррупции.

В начале января в Хорватии, бывшей ранее частью единой Югославской федерации, состоялся второй тур президентских выборов. Как и предполагало большинство аналитиков, новым главой государства стал представитель оппозиционной социал-демократической партии Иво Йосипович. Свои голоса в его поддержку отдали более 60 процентов граждан страны, пришедших на избирательные участки. Его конкурент, бывший однопартиец, выступавший как независимый кандидат, мэр столичного Загреба Милан Бандич довольствовался лишь 40 процентами отданных в его поддержку голосов.

В начале января в Хорватии, бывшей ранее частью единой Югославской федерации, состоялся второй тур президентских выборов. Как и предполагало большинство аналитиков, новым главой государства стал представитель оппозиционной социал-демократической партии Иво Йосипович. Свои голоса в его поддержку отдали более 60 процентов граждан страны, пришедших на избирательные участки. Его конкурент, бывший однопартиец, выступавший как независимый кандидат, мэр столичного Загреба Милан Бандич довольствовался лишь 40 процентами отданных в его поддержку голосов.

Главным предвыборным лозунгом, который позволил Йосиповичу заручиться поддержкой более половины жителей страны, стал его призыв к «бескомпромиссной борьбе с коррупцией». Она считается основным препятствием на пути государства в ЕС и сильно тормозит развитие его экономики. Обращаясь к своим сторонникам после оглашения итогов голосования, победивший политик заявил, что глубоко верит в то, что каждый из жителей государства «хочет жить в стране, где труд воздается наградой, а преступление карается в стране, где существуют социальная защита и справедливость».
Таким образом, Йосипович еще раз подтвердил свою приверженность курсу на борьбу с преступностью, а вместе с ней и с кризисом. И это неудивительно. В стране, где проживают 4,5 млн человек, армия безработных насчитывает 400 тысяч – примерно 16 процентов ее трудоспособного населения. Уровень коррупции, в которую вовлечены некоторые члены парламента и правительства, составляет 2 процента ВВП страны. При этом все последние годы Хорватия была вынуждена жить в кредит. Ее общий национальный долг в настоящее время составляет 44 млрд евро.
В связи с этим не вызывает сомнения факт, что иного пути, кроме как уделять внимание проблемам экономики и борьбе с преступностью, у 52-летнего Йосиповича попросту нет. Придя к вершине политического олимпа как политик, не запятнавший себя скандалами и никак не связанный с прежними властями, юрист и композитор по образованию, он получил кредит доверия от большинства хорватов. Его победа для современной истории страны уникальна. Дело в том, что ранее граждане государства на протяжении 20 лет его независимого существования неизменно поддерживали представителей правоцентристской партии Хорватское демократическое содружество. Теперь же, судя по итогам голосования, именно на плечи правых избиратели возложили весь груз ответственности за коррупцию, гражданскую войну середины 90-х и сложную современную экономическую и социальную ситуацию в стране.
Предшественники Йосиповича в основном уделяли внимание вопросам развития национального самосознания. Проблемами производства и социальными вопросами они практически не занимались. Теперь же новому лидеру страны необходимо как можно скорее решать задачи восстановления, укрепления национальной экономики и борьбы с коррупцией, являющейся, по мнению многих, наиболее острой проблемой, стоящей перед Хорватией на ее пути в ЕС. Европейские наблюдатели пока отмечают, что предпринимаемых правительством мер недостаточно для соответствия государства критериям Евросоюза.
Столь суровое и пристрастное отношение еврочиновников к Хорватии объясняется тем, что пока оно не присоединилось к ЕС, Брюссель еще хоть как-то имеет возможность его контролировать и оказывать на него необходимое давление. После же вступления в объединенную Европу сделать это, как показывает практика, будет уже практически невозможно. Печальным подтверждением этому является ситуация с Болгарией и Румынией. Эти страны с достаточно высоким по европейским меркам уровнем преступности и коррупции были приняты к ЕС в январе 2007 года. Надежда на то, что членство в привилегированной организации поможет им победить эти негативные явления, себя не оправдала. Ситуация зашла настолько далеко, что летом минувшего года этим двум бывшим соцстранам даже была приостановлена выплата многомиллионных субсидий. Впрочем, аналогичная ситуация сложилась и с Грецией, которая не может справиться с мздоимством уже почти 30 лет. С тех пор, как в 1981 году присоединилась к Европейскому сообществу.
Загреб все же надеется, что к 2012 году он будет принят в Европейский союз. Правда, для этого ему необходимо разобраться еще и со своей главной внешнеполитической проблемой. Речь идет об отношениях с Сербией.
Теперь, после избрания нового главы Хорватии, пришедшего в политику уже после распада Югославии и не связанного с кровавыми событиями периода гражданской войны, как в  Загребе, так и в Белграде и Брюсселе от него ждут скорейшей нормализации двусторонних контактов. Евросоюз уже неоднократно заявлял, что главным условием принятия Хорватии в его ряды является развитие ее сотрудничества с другими странами региона и решение всех существующих между ними проблем и противоречий.
Надо сказать, что ожидания эти отнюдь не беспочвенны. Еще в преддверии выборов Йосипович заявлял, что готов пойти на расширение сотрудничества с сербами. Подтверждение этих слов не заставило себя долго ждать. На следующий день после объявления итогов народного волеизъявления новый президент заявил, что при определенных условиях готов отозвать иск Хорватии к Сербии, направленный в Международный трибунал по бывшей Югославии. В нем Загреб обвинял Белград в геноциде и этнических чистках хорватов, устроенных сербскими вооруженными формированиями во время гражданской войны 1992–1995 годов. В иске, поданном еще в 1999 году, от судей требовалось осудить действия властей еще союзной тогда Югославии.
Впрочем, в подобных преступлениях обвиняет хорватов и Сербия. Она ссылается на события 1995 года во время операции «Буря». Тогда, в результате действий хорватских войск, свои дома были вынуждены покинуть 250 тысяч жителей Сербской Краины. Иск с обвинением в геноциде был отправлен в Гаагу в начале этого года.
Между тем экспертное сообщество склоняется к тому, что шансов выиграть дело нет ни у одной из сторон. «В братоубийственной войне жертвы были неизбежны», – аргументируют они свою точку зрения. Это, как опытный юрист, понимает и новый глава Хорватии. К тому же Сербия уже не раз заявляла, что готова отозвать свое заявление, если ее оппонентка поступит аналогичным образом. В Белграде ожидают, что после избрания Йосиповича президентом это произойдет уже в ближайшем будущем. При его предшественнике Месиче, который в свое время отказался от националистической риторики Франьо Туджмана (президент страны в 90-х), нормализации отношений с Белградом так и не произошло. Хотя он и выдал международному трибуналу военных преступников, публично извинился за преступления хорватской армии и даже разрешил вернуться в свои дома сербским беженцам.
Камнем преткновения долгое время являлась позиция Хорватии по поводу проблемы Косова. Она была среди первых государств, признавших независимость этого самопровозглашенного образования, что вызвало бурю возмущения в Белграде. Сейчас же, несмотря на то что Йосипович также поддерживает идею суверенитета края, судя по всему, эта проблема в сербо-хорватских отношениях постепенно будет отходить на задний план. Власти Сербии, подавшие недавно заявку на вступление в ЕС, прекрасно понимают, что мятежный регион потерян для них навсегда. Разговоры о территориальной целостности Сербии рассчитаны уже исключительно на внутреннюю аудиторию.
Более четкая картина перспектив двусторонних отношений Сербии и Хорватии будет видна после встречи лидеров двух государств. Йосипович уже выразил желание совершить одну из своих первых заграничных поездок в Белград, чтобы обсудить с сербским лидером Борисом Тадичем весь спектр существующих проблем. Представляется, что для нормализации отношений это намерение является очень хорошим знаком. Если дипломатический прорыв будет совершен, то, несомненно, хорватскому лидеру будут благодарны и окажут всеобъемлющую поддержку не только сербы и хорваты, но и Россия, США и ЕС, не раз призывавшие к политическому урегулированию ситуации в неспокойном регионе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter