Над вымыслом слезами обольюсь...

“Земля непокоренная” глазами Натальи ГолубевойНе покидает желание назвать книгу Натальи Голубевой, объединившую в себе две повести “Радимичи” и “Земля непокоренная” и изданную ИРУП “Мастацкая літаратура”, одним словом — роман. Настолько более точно определяем жанр этого удивительно цельного, самим сердцем спетого, не написанного, а именно спетого, глубоко поэтичного художественно-исторического произведения.

Первое его отличие — язык. Язык Голубевой сочетает в себе две славянские языковые стихии — русскую и белорусскую, выявляя их кровную и духовную близость. Слова льются, как песня поется. Каждая новая глава — новая тайна. И вместе с тем — открытие. Открытие давно уже известного, такого знакомого, в крови и подсознании дремлющего чувства, знания, узнавания даже...
Второе — автор как бы изнутри сподобилась быть приобщенной к тому ходу времени, той истории, тем дням, тем травам и листьям, тому Днепру, тем именам (Милош, Велень, Гор, Цвилик, Дара, Любуша, Ольгуша, Размыслав, Бел) и лицам. Потому весь текст как бы вылит в единый монолитный повествовательный блок, не имеющий ни надрывов, ни разрывов, ни замысловатостей. Роман читается как поэма, повествующая о нашей истории, о самоотверженных битвах за свою любовь, за родную землю и право жить свободным. Основное место во всех главах повестей принадлежит постоянной борьбе добра и зла, нравственного начала со своим антиподом. Вся дилогия — замечательный учебник нравственности на примерах поступков и жизни наших древних прародителей. Они же учились законам добра и выживания через совершение нравственных и духовных поступков у самой природы.
Третье отличие — смысл и цель “Радимичей” и “Земли непокоренной”, несмотря на бесконечную непрестанную борьбу, в единстве. Пламенно и поэтично слово мудрого Веленя, призывающее к единению и обращенное к сородичам: “Мы должны объединиться ради спасения наших земель! Да, между нами есть разногласия, непонимание, есть и недовольство некоторых князей решениями большого совета. Но есть земля Радима, которую передали нам предки, чтобы укрепить ее силу, приумножить славу! Мы должны, мы обязаны сохранить наши земли едиными. Только в единстве наша сила!”
Четвертое — художественная сила характеров. Удивительно выписан цельный и глубокий образ талантливого предводителя племени радимичей, любящего сына, мужа и отца, редкого воина, прозорливого политика, которого никогда не подводит интуиция, князя Веленя: “Вот и теперь он раньше других почувствовал не просто опасность, а угрозу. Хочет уберечь племя, бьет тревогу, а его не слышат или же не хотят слышать?”
Борьба людей за свою землю, независимость, за право спокойно любить и трудиться, рожать детей и растить их, преображать свою жизнь, улучшая ее и совершенствуя, всегда проходила в тяжких противоречиях, горестях, бесконечных войнах... Но одно характерно: радимичи никогда не вели войн захватнических, они искусно воевали и учили воевать подрастающее поколение, только защищая себя, свое племя, свои земли. И этим пронизана вся канва повестей, составляющих удивительно цельный, напоенный светом любви и мира роман, в котором все главы — своеобразный призыв к победе над злом, к победе жизни над нежизнью.
Пятое — философия вечной жизни. Тонко и проникновенно чуткая писательница, наша современница Наталья Голубева написала удивительный роман — дилогию о нашей истории, о наших предках, проявив при этом столько профессионализма: знание языка, быта и истории...
“Что же я оставлю на этой земле? — мысленно задавал себе вопрос Бел. — Дом, какие-то вещи, кузницу... Но все тленно. Тогда что? К чему я стремился в своей земной жизни? Что было главным в ней для меня?.. Смысл моей жизни, пожалуй, был в том, чтобы научить людей простой истине — оружие они ковали вовсе не для того, чтобы завоевывать чужие земли, нести людям горе и смерть, а чтобы защитить свой род, утвердить силу и славу своей земли...” Казалось бы, прописные истины, но они звучат в устах героя как глубочайшая философия, открытие. Размышления кузнеца о смысле жизни — это появление первых сказителей на нашей земле. От таких одаренных природой, нравственно богатых и чистых наших предков — кузнецов, земледельцев, охотников — пошли первые летописцы дошедших до нас золотых памятников литературы — “Слова о полку Игореве”, “Баллады о зубре”...
И, наконец, — живописание. Писательница пишет обо всем, что окружает людей, с такой свойственной только светлым и глубоко нравственным людям любовью, как будто о живом организме. Снежинки у нее “...грациозно занимая в определенной последовательности каждая свое место, ложились... на землю”, “...снег, похрустывая под ногами, создавал ощущение присутствия огромного доброго существа, с которым Размыслав переговаривается в тишине зимнего леса”. Автор знает, как описать и разгадать “...запутанные следы зайца, спасающегося от преследований коварной и хитрой лисицы”, и “...более глубокие следы... — стороной прошла волчья стая”, ее герой вовремя чутко разглядит и отличит и припорошенные следы не только кабана и тарпана, но и чужака, врага, избежит западни. Он может передвигаться по дикому лесу, все зная о нем, как будто именно там он вырос, зная законы леса, его жизни во все времена года. А значит, прежде всего их знает автор. И знакомит нас со всем, что она, Наталья Голубева, знает и умеет: как травы найти волшебные, сделать отвары лечебные, приговорные, со звездами говорить, по ним путь жизненный предсказывать. И все непринужденно, щедро, изящно, как будто она вот только что сама вышла из этого древнего леса, одетая в льняное платье, расшитое волшебными старинными узорами, с венчиком васильков на русых косах... Вышла из того времени, о котором она все знает и понимает, и рассказывает нам легко и понятно.
Повести “Радимичи” и “Земля непокоренная” Натальи Голубевой пронизаны необычайной верой в силу чистоты человеческих помыслов, в победу нравственности даже в наше сложнейшее время. Вот как говорит ее герой: “...успех любого похода зависит от того, насколько надежно защищены тылы”. А ее тылы защищены очень надежно — талантливым трудом и любовью к своей Отчизне, своей родной земле, к людям, живущим рядом, несмотря на то, что любить людей — самое трудное, порой и неблагодарное дело. Но она любит их, и труд ее, вложенный в создание дилогии, неоспоримое тому подтверждение!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter