Правоохранительные органы обладают достаточными средствами, чтобы вычислить лжеминеров

Над пропастью в сети

В оперативно-дежурные службы органов внутренних дел периодически поступают звонки о минировании вокзалов, административных зданий, жилых домов, учебных учреждений и других общественных мест. На такие поступки преступников толкают элементарная глупость, алкоголь или психические расстройства. Частый мотив — хулиганство. Отправляя заведомо ложные сообщения об опасности, лжеминеры пытаются сорвать массовые мероприятия, остановить работу предприятий и учреждений, учебных заведений. Порой они пытаются отомстить тем, к кому питают не лучшие чувства. Но только ли такие цели могут преследовать преступники?

Коллаж Ольги Александровой

Совсем не смешно

За 8 месяцев 2021 года в республике возбуждено 153 уголовных дела за совершение противоправных деяний, связанных с заведомо ложными сообщениями об опасности. Наибольшее их количество зафиксировано в Минске — 65 случаев. Общественная опасность таких деяний состоит в том, что заведомо недостоверные сведения дезорганизуют нормальную работу объектов транспорта, предприятий, государственных органов и учреждений, организаций независимо от формы собственности. В свою очередь, это причиняет существенный экономический вред как субъектам хозяйствования, так и гражданам. При этом информация о возможном взрыве, поджоге либо иных действиях, предполагающих тяжкие последствия, способна посеять панику среди населения и внести неудобства в повседневную жизнь, считает начальник организационно-аналитического управления милиции общественной безопасности МВД Беларуси полковник милиции Вадим Петыш.

Любое сообщение об опасности из-за происходящих в мире событий воспринимается у нас очень серьезно и подвергается тщательной проверке — на кону могут быть жизнь и здоровье людей. «Минируют» опасные шутники, как правило, станции и линии метро, здания ­аэропортов, платформы железнодорожного вокзала, клубы и даже здания судов и учреждений образования. К примеру, в марте 2021 года жительница Минска сделала ложное сообщение о минировании детской площадки, расположенной в Гомеле. В отношении женщины было возбуждено уголовное дело, а впоследствии судом Первомайского района Минска она была осуждена к наказанию в виде штрафа в размере 30 базовых величин (870 рублей).

А подвыпивший житель Гродно в помещении суда Октябрьского района областного центра в устной форме сообщил сотруднику Департамента охраны о наличии при себе взрывчатого вещества, создающего опасность для жизни и здоровья людей. Судом Ленинского района Гродно в мае 2021 года он был осужден к 3 месяцам ареста.

Бомбы компьютерного действия

Сегодня подобные преступления не ограничиваются «пьяными» или детскими звонками, отмечает член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич. Злоумышленники активно используют такие компьютерные средства, как Tor, VPN, анонимные сервисы электронной почты, прокси-серверы, VoIP-телефонию. Вот пример текста сообщения, который недавно массово получали белорусские субъекты хозяйствования и учреждения: «На связи группировка Orwell! Сообщаем, что заминировано (тринитротолуол) здание компании X по адресу Y. Взрывное устройство снабжено таймером. Детонация может произойти в любое время с момента открытия данного письма. Счастливого полета!». Такого, казалось бы, неубедительного сообщения сегодня достаточно для обязательного выезда саперно-пиротехнической группы, хотя факты еще ни разу не подтвердились. Последняя крупная рассылка о минировании произошла в мае текущего года. Тогда сообщения получили более 270 адресатов по всей Беларуси, в том числе 118 минских школ. В этом же месяце в нескольких ТЦ Минска «заложили бомбы», а 23 мая было получено сообщение о взрывном устройстве в скандально известном самолете RyanАir.

Атаки на скрытых фронтах

По сути, такие действия могут рассматриваться как элемент современной гибридной войны, и противник этого уже особо не скрывает, считает Сергей Клишевич. В Украине, по данным Национальной полиции, за 2019 год следователи начали досудебное расследование около 2 тысяч уголовных преступлений, предусмотренных статьей 259 Уголовного кодекса, что вдвое больше, чем в 2018-м. Что характерно, в ряде случаев угрозы поступали от имени той же группировки Orwell, которая засветилась и в Беларуси.

Вместе с тем если изучить международный опыт реагирования в подобных ситуациях, то в Украине, странах Балтии, Польше на большую часть подобных сообщений уже перестают реагировать — дорого. «Террорист» при этом преследует ряд целей: отвлечение служб от реальных задач, срыв работы предприятий или организаций. Безусловно, частые ложные тревоги притупляют чувство самосохранения, например, в условиях реальных боевых действий. Если дезинформация происходит в общественном месте с большим скоплением людей, то спровоцированная паника также может привести к давке, человеческим жертвам во время эвакуации.

Наша характерная особенность заключается еще и в том, что оппозиционные СМИ сопровождают подобные действия созданием критической повестки: «власти бездействуют», «спецслужбы не обеспечивают безопасность», «не хватает средств реагирования» и пр. То есть по понятиям военного времени они сеют панику. В мирное время это провоцирует недовольство населения всеми возможными социальными ограничениями. Если минирование дополнительно совпадает с крупными событиями, например избирательной кампанией, эффект усиливается. Однако, как считает Сергей Клишевич, в настоящий момент эту деятельность ведут не иностранные спецслужбы, а хакерские группировки, основная цель которых — шантаж и вымогательство денег. Очевидно, что, если их деятельность причиняет выраженный экономический ущерб, рано или поздно они предложат жертве «откупиться».

Проблема деятельности хакерских групп интернациональна. Чтобы им противостоять, необходим сбор разведданных и обмен ими, агентурная работа, активное международное взаимодействие — только в этом случае они могут быть нейтрализованы. И Беларусь в этом плане открыта для взаимодействия. Чего, к сожалению, не скажешь про некоторые другие государства.

Глупых «шутников» ждет наказание

В соответствии с ч. 1 ст. 340 УК Беларуси за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинения ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий, предусмотрено наказание в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на срок до 5 лет.

За те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере (в 250 и более раз превышающем размер базовой величины), либо повлекшие иные тяжкие последствия (например, нарушение нормальной работы субъектов хозяйствования, вокзалов, аэропортов, общественного транспорта, срыв проведения массового мероприятия и др.), предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишения свободы на срок от 3 до 7 лет.

Материальный ущерб компенсируют виновники

В последнее время получил распространение и так называемый сваттинг. Это своеобразная тактика домогательства, смысл которой заключается во введении специальных служб в заблуждение. Главная цель злоумышленников при этом — выезд к месту «происшествия» милиции, спасателей, бригады скорой медицинской помощи и других служб, отмечает начальник организационно-аналитического управления милиции общественной безопасности МВД Беларуси полковник милиции Вадим Петыш. Важно помнить, что материальный и имущественный ущерб, связанный с работой спецслужб, вынужденных проводить проверку ложного сообщения, а также убытки, понесенные организациями, взыскиваются с того, кто совершил такое преступление. Ответственность за подобные действия наступает с 14 лет. Если виновник не достиг указанного возраста — это не значит, что никакой ответственности за совершение противоправных действий он не понесет. Индивидуальную профилактическую работу проведет инспекция по делам несовершеннолетних, а в особых случаях даже может быть решен вопрос о направлении подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение. А любители ложных сообщений об опасности и «минеры» должны всегда помнить, что правоохранительные органы обладают достаточными техническими и оперативными возможностями, позволяющими устанавливать личности преступников независимо от способа заведомо ложного сообщения об опасности, отмечает Вадим Петыш.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter